Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
Эссе [2]
Эссе
Программы [0]
Программы
Методические пособия [4]
Методические пособия
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 80
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
http://chemodanova
Block content
Сайты для логопеда
  • Каталог статей

    Главная » Статьи » Методические пособия

    Клуб "Семь+Я"

      Работа с ребенком по развития артикуляционной и тонкой моторики должна быть динамичной, эмоциональной, приятной, неутомительной и разнообразной. А это подталкивает нас к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов в коррекционной работе с детьми

      В любой специальной литературе по развитию речи ребенка есть множество игр и игровых упражнений для развития артикуляционной и мелкой моторики. Я предлагаю вашему вниманию нетрадиционные  упражнения, разработанные Коноваленко Виленой Васильевной и  Гавриловой Анной Сергеевной, а также несколько упражнений, разработанных Йосиро Цуцуми,  который возглавлял Ассоциацию по разминке пальцами, руководил курсами сохранения здоровья пальцевыми упражнениями в ряде культурных центров в Токио.

    1. УПРАЖНЕНИЕ, НА РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

    В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям предлагаемые нетрадиционные упражнения носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

        2.  Упражнения с шариком.

    (диаметр шарика 2-3 см., длина веревки 50-60см., верёвка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел, рис.1)                   

                                 Двигать языком шарик по горизонтали вправо-влево.

    1. По вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

    2. Толкать шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

    3. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.

    4. Чайную ложку зажать в кулак приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую часть ложки влево-вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.

    5. То же что и п.1, только толкать ложку вниз-вверх.

    6. Тоже, но толкать ложку в выпуклую часть

    7. Язык – «Лопаточка». Похлопывать выпуклой частью по языку. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.

    Примечание:

    1. Использовать шарики пластмассовые из детских погремушек российского производства при наличии сертификата качества.

    2. Шарики, веревочки, ложки строго индивидуальны.

    3. После использования необходимо тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой, хранить в индивидуальных пакетах.

    4. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАЛЬЦЕВ РУК

    Развивая мелкую моторику или моторику пальцев рук, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Н.С.Лейтеса, П.Н.Анохина, И.М.Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

      Иммануил Кант, сказал что «Рука – это вышедший наружу мозг человека».

       Вспомним строение головного мозга человека. Мы все знаем, что самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. И чем чаще ребенок что-то делаем пальцами рук, (игры с мозаикой, пальчиковые, лепка, рисование и т.д.), тем лучше развита речь. Особенно если он делает это двумя руками одновременно, ведь  в это время происходит объединение работы левого и правого полушарий мозга в единую целостную систему развития ребенка в целом, для этого можно использовать Зеркальное рисование. На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши или фломастеры, мы предлагаем ребенку рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки, писать буквы и цифры. Рекомендуется при выполнении этого задания использовать музыку. А также можно использовать упаковочный полиэтилен для .лопание воздушных шариков.

    Но все же, при таких видах деятельности, как вязание, вышивание, вырезание, рисование, лепка и т.д. используются три пальца: большой, указательный и средний, а безымянный палец и мизинец в повседневной деятельности обычно пассивны. Активизация этих пальцев важна для детей 2-3 лет.

    Назовите игры с пальчиками, использующие все пальцы? («Сорока-ворона», «Пальчик, пальчик, где ты был?» и др.). Так для получения эффекта упражнения на развитие мелкой моторики должны включать:

    Сжатие, растяжение и расслабление кисти;

    Изолированное движение каждого из пальцев.

    Приведу пример одного из комплексов упражнений:

    Комплекс упражнений для дошкольников

    Китайцы отметили, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии.

    Представляю  вам несколько упражнений, разработанных Йосиро Цуцуми, некоторые из них мы используем в разных видах упражнений и массажа, которые могут помочь будущим школьникам, а также детям с ОНР.

    Для улучшения памяти.

    Складывают большой и указательный пальцы кончиками вместе и с усилием прижимают их друг к другу. То же упражнение делают для большого и среднего, большого и безымянного пальцев, большого пальца и мизинца (для каждой руки 20 раз), т.е. это упражнение мы называем «Колечки».

    Затем кончиком большого пальца по очереди сильно надавливают на основания пальцев той же руки, согнутых под прямым углом (для каждой руки 20 раз).

    Для повышения активности и усиления воли.

    Тщательно массируют, раздражают бока большого пальца большим и указательным пальцами другой руки. Для каждого большого пальца 3 раза по 2 минуты. А это упражнение входит в комплекс самомассажа. Но в дополнение еще сильно разминают основание большого пальца большим пальцем другой руки. Это усиливает связь большого пальца с головным мозгом, что в свою очередь способствует более активной деятельности мозга.

    Сохранение душевного спокойствия.

    Чтобы сконцентрировать внимание и вернуть себе душевное спокойствие, раскрывают ладонь левой руки и слегка  нажимают точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторяют это 5 раз. При нажатии делают выдох, а при ослаблении усилия — вдох. Упражнение выполняют спокойно, не торопясь. То же самое для правой руки.

    Когда в жизни наступает какой-то волнующий, ответственный момент, нужно сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем (он связан с сердечно-сосудистой системой). Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие, сделать вдох. Повторить это 5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект. А ещё это упражнение помогает точно запоминать важные сведения.

    Для повышения внимательности.

    Кончики растянутых вместе пальцев правой руки подводят к основанию мизинца левой руки со слегка сжатым кулаком. В следующий миг сжимают пальцы правой руки, растягивают пальцы левой руки и подводят кончики среднего и безымянного пальцев к основанию мизинца правой руки. Повторяют эти движения быстро и попеременно по 10 раз. Нужно делать выдох через рот при каждой смене рук.

    Также Йосиро Цуцуми советовал ежедневное повторение следующих элементарных движений, которые, как он считал, принесут немалую пользу.

    •   Первое элементарное движение — сгибание пальцев перед  лицом.

    •   Второе элементарное движение   - прогибание пальцев.

    •   Третье элементарное движение — сгибание и разгибание пальцев.

    •  Четвертое элементарное движение — круговые движения орехом (орехами).

    Сгибание пальцев перед лицом

    Вдыхая через нос, на уровне глаз складывают руки ладонями вместе. Выдыхая через рот, сдвигают правую руку вниз, одновременно сгибают пальцы левой руки и схватывают кончики пальцев правой руки.

    Выдыхая через нос, разгибают пальцы левой руки, одновременно сдвигают вверх правую руку и теперь схватывают кончики пальцев левой руки пальцами правой.

    Упражнение повторяют 15 раз при несколько ускоренном дыхании. Важно выполнять движения плавно.

    Прогибание пальцев

    1.  Перед грудью складывают руки ладонями вместе и делают нормальные вдохи и выдохи.

    2.  Оставляя руки в том же положении, быстро растопыривают пальцы и разъединяют ладони.

    3.  Пальцы обеих рук сильно прижимают друг к другу и через рот делают быстрый выдох. Все пальцы отводят друг от друга, оставляя их кончики в прижатом положении, и одновременно вдыхают. Повторяют указанное соприкосновение пальцев друг с другом и их разъединение.

    4.  Прижимая кончики пальцев друг к другу, направляют их к себе и продолжают движения 2 и 3. Повторяют движения не менее  10 раз. Вдохи и выдохи делают ритмично, а пальцы прогибают до отказа.

    Сгибание и разгибание пальцев

    Делая нормальные вдохи и выдохи, поднимают руки на уровень глаз ладонями к себе.

    Делают полный выдох и приостанавливают дыхание, затем, вдыхая через нос, сгибают пальцы один за другим, начиная от большого пальца правой руки. Потом, начиная от мизинца левой руки, сгибают пальцы один за другим. После сгибания всех десяти пальцев, выдыхая через рот, разгибают их в обратном порядке, начиная от большого пальца левой руки.

    Эти движения повторяют более 10 раз. Представляя себе картину ритмично набегающих и отбегающих волн, тщательно сгибают и разгибают каждый палец. 

    Круговые движения орехом

    Катают орех круговыми движениями между ладонями, прижимая его с усилием.

    Катают орех так же на тыльной стороне руки, прижимая его ладонью другой руки.

    Делают двумя орехами круговые движения в каждой ладони одновременно. В правой ладони — по часовой стрелке, в левой против часовой.

    Это упражнение способствует снятию нервного раздражения, а также предотвращает старение мозга.

      Веревочные фантазии

    Игры с веревкой положительно влияют на развитие мелкой моторики пальцев и всей руки в целом, а так же на развитие тактильных ощущений. Эти игры укрепляют пальчики малыша, возрастает точность и ловкость движений пальцев рук, что в свою очередь положительно влияет на сенсорно-двигательную координацию, аккуратность и настойчивость, т.е качества, необходимые для развития письменной речи.

    Веревочные фантазии – плетение на пальцах различных петель и узлов. Это игры для детей старше 4 лет, они прекрасно подойдут как для двоих, так и для одного участника. Для проведения этих игр понадобится мягкий шнур длиной около 140см, концы которого надо соединить рифовым узлом (рис.2).

    Использованная литература:

    1. Гаврилова А.С., Шанина С.А., Ращупкина С.Ю. Логопедические игры. М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2010. – 168с (Серия «Обучение с пеленок»)

    2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической 6-10 лет. М.: Издательство «ГНОМиД», 2004. – 20с(Практическая логопедия)

    3. Смирнова Е.А.Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 144с.

    4. Ханьшина Г.В. Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения/Г.В.Ханьшина. – изд.3е.доп. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006. – 93с. (Мир вашего ребенка)

    5. Образовательный портал «Вестишки.ру» – http://vestishki.ru/node/1507  

     

     

    Категория: Методические пособия | Добавил: ЛошкареваРоза (06.01.2016)
    Просмотров: 185 | Рейтинг: 1.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: