Акустическое восприятие играет огромную роль в формировании речи. И именно оно страдает у большинства детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Когда ребенок начинает понимать речь тогда и начинается развитие фонематического восприятия.
Фонематическое восприятие – это процесс слухового различения фонем.
Термин «фонематическое восприятие» употребляется и в более широком смысле, так как выделение фонем невозможно без фонематических представлений, анализа и синтеза. Понял слово – значит, услышал, узнал фонемы (восприятие и представления), уловил их последовательность (анализ) и соединил (синтез). [8]
Можно выделить следующие виды работы по развитию фонематического слуха:
1.Работа над фонематическим восприятием
2.Уточнение фонематических представлений
3.Развитие фонематического анализы и синтеза
«Результатом процесса вычленения фонем оказывается, с одной стороны постепенное формирование устной речи, с другой – накопление фонематических образов, которые и составляют содержание языкового сознания» Р.Е. Левина. [5]
I. Работа над фонематическим восприятием
Для того, чтобы узнать, слышит ли ребенок фонему можно предложить поиграть с ним в игру «Топни-хлопни» - ребенок подаст сигнал (топнет, хлопнет, поднимет руку или карточку с символом звука), когда услышит определенный звук в потоке звуков, слогов или слов.
Установка (для ребенка): Хлопни в ладоши, если услышишь звук [М]
Пример: а, с, к, м, о, т, ч, м, и т.д.
Ма, на, ра, та, ма, ам, ва, жа и т.д.
Сок, мак, ком, ров, жук, муха и т.д.
II. Уточнение фонематических представлений
Для уточнения фонематических представлений можно предложить ребенку игровые упражнения «Назови слова на заданный звук» или «Отбери картинки». Необходимо обратить внимание на то, что ребенок вспомнил одно-два слова (отобрал одну-две картинки) или назвал ряд слов из разных частей речи, а картинки разложил на несколько групп (смешиваемые звуки).
Игровое упражнение: «Отбери картинки на звуки ц-ч-ть» (слайд 2 и 3)
Пример: набор картинок - цапля, утенок, картина, чайник, утюг, кольцо, цветок, мяч, цыпленок, удочка, котенок, и т.д.
Игра «Назови слова»
Установка: Назови слова на звук [р] (разные части речи: существительные – предметы; глаголы – слова-действия; прилагательные – слова-признаки; числительные – счет и т.д.).
Игра «Выбери картинку».
Установка: выбери картинки в названии которых есть звук [р] (слайд 4)
Игра «Молчанка». (слайд 5 и 6)
Установка: выбери картинки и рассортируй - со звуком [ш] в названии в одну сторону, а со звуком [ж] в другую.
III. Развитие фонематического анализа и синтеза
а. Фонематический синтез:
Игра: «Собери слово из звуков»
Установка: собери звуки и отгадай, какое слово(какой слог) рассыпалось:
[а] [м]
[к] [о] [т]
Усложнение: увеличение интервала между звуками, удлинение слова.
б. Элементарный фонематический анализ:
к 3-4 годам ребенок может определять наличие или отсутствие звука в слове, а к 6 годам – может определить и назвать первый и последний звук в слове.
Игра «Словесное домино» (по типу игры «в города»)— название следующего слова (картинки) начинается с последнего звука в названии предыдущей.
в. Фонематический анализ:
- это определение последовательности, количества и места звуков в слове.
Упражнение: Составление схемы слова
Используя фишки (красная фишка – гласные звук, синяя – согласный твердый, зеленая – согласный мягкий) составить схемы слова. Начинать с двухсложных слов, используя только слова в которых согласные твердые, постепенно удлиняя слова и используя мягкие согласные.
Пример: да, ус, кот, папа, дома, сани, стул, волк, крыса, корова, королева.
Игровое упражнение «Как правильно» использование слов – паронимов (отличающихся одним звуком) (слайд 7)
Установка: Подумай и скажи «галка» и «галька» одно и то же или разные слова?
Усложнение: Придумай предложения со словом «галка» и со словом «галька». Сравни по звуковому составу эти слова (составление схемы слова – работа с фишками). Разница в том, что в слове «галка» - звук [Л] – твердый, а в слове «галька – он мягкий. Слова мышка – шишка; чашки – шашки
Игра «Сосчитай и назови (игра в кубик)»
Установка: Брось кубик, и сосчитай сколько точек выпало? (принимается полный ответ- Выпало три точки). Вспомни слово, где три звуков или три слога или три слова со звуком [П]
Ребусы (слайд 8 и 9)
- Выделение первого звука в словах-названиях картинок, затем «отгадывание» слова. Например: ДЫНЯ ОБЛАКО МОРКОВЬ – КОТ
- то же с цифрами: ПЛИТА(2) РЕПА (2) СОБАКА (1) – ЛЕС
Упражнение: «Прочитай слово» (слайд 10)
Установка: Определи первый звук каждой картинки и прочитай слова.
Игра «Лото»
Установка: Покажи картинку, в названии которой есть звук [л] на втором месте? На третьем? На пятом?
Игровое упражнение «Замени» - преобразование слов. (слайд 7 по гиперссылке)
Установка: Замени один из звуков в слове заданным.
Пример: - меняем первый звук на [р]
кот – рот
сом – ром
забота – работа
- меняем третий звук на [ч]
ветер – вечер
Петька – печка
корка – кочка
Игровое упражнение: «Подбери слово (картинку) к схеме» и наоборот.
Установка: Соедини картинку с нужной схемой или назови слово к схеме.
Игра с мячом «Назови гласные звуки».
Установка: Назови только гласные звуки в словах: мак, сова, корова, … (слова произносить орфографически правильно, т.е. как пишутся (ко-ро-ва))
Игровое упражнение: «Покажи»
Установка: Подними столько пальчиков, сколько звуков в слове, или
подними столько пальчиков, на котором по счету месте заданный звук.
Важно помнить, что профилактика нарушения письма и чтения идет от звука к букве. Но развитие фонематической системы не заканчивается когда начинается работа по обучению грамоте, так как звукобуквенный анализ и синтез является закономерным продолжение этой работы.
Литература и ссылки:
1.Алексеева М.М. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников», Москва, «Академия», 1997г.
2. Волкова Л.С. «Нарушения детской речи и их устранение в учебно-воспитательном процессе», 1969г.
3. «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения», СПб «Детство-Пресс», 2000г.
4. Каше Г.А «Предупреждение нарушений чтений и письма детей с недостатками произношения», 1965г.
5. Левина Р.Е. «Недостатки чтения и письма у детей», 1941г
6. Орфинская В.К. «Методика работы по подготовке к обучению грамоте детей анартриков и моторных алаликов», 1963г.
7.Трауготт Н.Н. «К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами», 1940г.
8. http://logoportal.ru/10185/.html - ЛогопедическийПортал |