Тема: «Транспорт»
Понаблюдайте с ребенком на улице за движением различного транспорта. Спросите у ребенка, какие виды транспорта он знает, какой транспорт относится к наземному, подземному, железнодорожному, воздушному, водному; спросите, на какие две группы можно разделить наземный транспорт (легковой и грузовой), почему они так называются; вспомните, люди каких профессий работают на различных видах транспорта. Проведите с ребенком беседу о правилах уличного движения, покажите во время прогулки светофор, обратив внимание на его свет и уточнив, на какой свет светофора можно переходить улицу, а на какой — нет.
1.Грамматика.
1.1. Д/игра «Подбери предмет к признаку»: старый ... , новый ... , маленькая ... , мощный ... , длинный ... , грузовой ... , трехколесный ... , быстроходный ... , летящий ... .
1.2. Подобрать подходящий по смыслу глагол с приставкой от глагола (ехать).
Машина из гаража ... . Машина к дому ... . Машина от дома ... . Машина в ворота ... . Машина до дома ... . Машина с моста ....
2. Связная речь.
- . Составить предложение из слов. Машина, мост, ехать, под. (нарисовать схему предложения, в клетках)
2.2. Составить описательную загадку о каком-либо виде транспорта (по выбору).
3 Словарный запас.
3.1.Д/и «Почему так называются?» (образование сложных слов): самолет (сам летает), вездеход, паровоз, пароход, самосвал, самокат.
3.2. Д/и «Скажи по другому» (Подобрать синонимы к словам): ехать – мчаться, нестись, гнать, тащиться, передвигаться. машина - …. работать - …. маленький - … большой - -
3.2. Д/и «Скажи наоборот» Подобрать антонимы к словам: взлет — посадка, взлетать — приземляться, приезжать — ..., приплыть — ....
4.Обучение грамоте.
4.1. Д/и «Собери словечко». (звуковой синтез слов). Составить слово из звуков:
ффффф, ааааа, ррррр, ааааа
5. Продолжи(прочитай, напечатай, проведи звукобуквенный анализ слов, составь схему предложения)
6.1.Выложи из спичек по образцу машинку
7. Артикуляционная гимнастика.
7.1.Повтор предыдущих упражнений
- Упражнения для нижней челюсти. «Рассердился» Рот приоткрыть, выдвинуть нижнюю челюсть вперед, удерживать 1-2 сек вернуть в и. п.
«Щипцы» Сжать челюсти, напрячь мышцы челюсти и шеи, удерживать 1-2 сек, расслабить их, открыть рот.
8 Психологическая разминка
8.1. Д/и «Четвертый лишний» ( развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать.)
Описание задания. Прочитайте ребенку серию, состоящую из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно отличается от них и должно быть исключено. Попросите ребёнка объяснить свой выбор.
Варианты серий слов:
- пароход, теплоход, поезд, корабль; - вертолёт, ракета, яхта, самолёт;
- автобус, троллейбус, трамвай, автомобиль; - такси, автобус, поезд, грузовик;
- трактор, экскаватор, трамвай, самосвал.
8.2. Д/и «Мы едем, едем, едем» (развитие слухового внимания)
Инструкция: сейчас я буду перечислять различные предметы. Когда я буду называть какой-либо вид транспорта – ты будешь бегать на месте, услышав любые другие слова – ты просто стоишь.
(Если ребёнок легко справляется с заданием, то можно его усложнить. Если вы называете наземный вид транспорта – ребёнок бегает на месте, если водный вид транспорта – ребёнок «плывёт», если воздушный – «машет крыльями»)
Возможный список предметов: стол, дом, пароход, карандаш, окно, сахар, трактор, самовар, самолёт, поезд, ребёнок, картина, машина, котёнок, бабочка, кастрюля, троллейбус, синица, вертолёт, книга, игрушка, планета, ракета, мышка, мартышка, слово, корова, грузовик, коробка, верёвка, глобус, автобус, мальчик, одуванчик и т.д.
9.Что почитать.
М.Коршунов «Едет, спешит мальчик» Б.Житков «Железная дорога» С.Сахарный «Самый лучший пароход»