Тема: «Зима. Зимние забавы»
Спросите у ребенка, какое сейчас время года, в какие игры дети любят играть зимой и почему, что им нужно для зимних игр; выясните в какие игры нельзя играть зимой и почему. Совместно с ребенком рассмотрите и вспомните зимний спортивный инвентарь, уточните какой ему знаком и какие загадки о нем он знает. Вместе с ребенком вспомните, и назовите зимние виды спорта. Вспомните названия зимних месяцев, природные явления и приметы зимы.
1.Грамматика.
1.1. Д/и «Кому что нужно» (употребление дательного падежа имен существительных): клюшка нужна хоккеисту, коньки нужны ... , санки — ... , лыжи — ... , шайба — ... каток —.., трамплин — …, лыжные палки —… лыжня —….
1.2. Д/и «Измени слово» (спряжение глаголов): петь – я пою, ты поёшь, мы поем, вы поете, он поёт, они поют, играть- , праздновать -, забавляться -, кататься -, кидать -.
2. Связная речь.
2.1. Составить рассказ на тему: «Как я играл зимой».
2.2. Пересказ текста (развитие памяти и связной речи). Снежная баба
Мы слепили во дворе два огромных снежных кома. Положили ком на ком. Затем прилепили снежной бабе руки. Воткнули в руки ей метлу. Потом мы сделали ей глаза, рот и нос. На голову бабе надели шапку.
3 Словарный запас.
3.1. Д/и «Почему так назван?» (упражнение на словообразование, в том числе и образование сложных слов): конькобежец (бегает на коньках), саночник (катается на санках), лыжник (катается на лыжах), хоккеист (играет в хоккей), фигурист (занимается фигурным катанием).
3.2. Д/и «Скажи также» (развитие синонимического словаря). Забава- развлечения, потеха; праздник – торжество, триумф; дети – детвора, ребята, малышня; веселый – радостный , ликующий, жизнерадостный; развлекаться – радоваться, забавляться, веселиться, потешаться.
4.Обучение грамоте. Буква Ее в начале слов и после гласных и согласных.
4.1. Придумай слова со звуком [е] в начале, и после гласных и согласных (по теме).
4.2. Д/и «Сосчитай» сколько звуков, слогов в словах: забава, рождество.
5. Продолжи(прочитай, напечатай, проведи звукобуквенный анализ слов, составь схему предложения)
6. Готовим руку к письму . Выложить из спичек санки.
Санки зимой с горок летят.
В санках ребята хохочут, визжат.
7. Артикуляционная гимнастика. и преодоление нарушений слоговой структуры слова
7.1. Для постановки звука [р], выполняем упражнение «Болтушка» = «Пулемет» + вибрация языка пальцем влево – вправо (первый вариант). Длительное произношение звука [з] + вибрация языка пальцем влево – вправо (второй вариант).
7.2. Д/и «Повтори» (развитие слоговой структуры слова) проговаривание слогов со стечением согласных звуков: мна-мно-мну; пна-пно-пну; кра-кро-кру, пла-пло-плу….. Сочетание согласных и гласных звуков может быть разнообразным.
8 Психологическая разминка
- Д/и «Четвертый лишний». (развитие слухового восприятия)
Санки, лыжи, скакалка, коньки.
8.2. Выучить стихотворение (развитие памяти) Работница
Мы слепили бабу снежную,
Бабу снежную, потешную,
А зима сказала ей:
«Стань работницей моей!
У тебя в руках метла,
Ты б дорожки замела.
Раздели со мной заботы
И старайся дотемна».
А уволила с работы
Бабу снежную весна.
(В. Шварц)
Спросите, а при необходимости объясните ребенку, почему «уволила с работы бабу снежную весна».
9.Что почитать.
И.Суриков «Детство», С.Черный «Мчусь как ветер на коньках», В.Одоевский «Мороз Иванович»
Д.Хармс «Что это было?», Русские народные сказки, стихи, загадки.