Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 83
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
http://chemodanova
Block content
Сайты для логопеда
  • Игры и упражнения

    Упражнения и игры для развития монологической речи детей дошкольного возраста
    Пересказ литературных произведений

    Педагог обучает ребенка умению пересказывать какую-либо знакомую сказку. Используя, фигурки настольного театра, взрослый начинает: «Жили-были...». Ребенок заканчивает фразу: «Дед и баба». По ходу изложения взрослый ставит фигурки на стол. На следующий день он только показывает сюжетные картинки к этой сказке и задает вопросы, а ребенок начинает рассказывать. После, через некоторое время, возвращаясь к ней, ребенок пытается сам пересказать ее содержание, опираясь лишь на редкие подсказки взрослого.

    Описание картинки

    При рассматривании картинок ребенок сначала отвечает на вопросы по их содержанию, затем его внимание обращается на персонажей картинки, их действия. Постепенно ребенка подводят к составлению короткого рассказа вначале вместе со взрослым, а затем и самостоятельно. Например, рассматривание картинки «Катаемся на санках» ставит задачу — подвести, ребенка к совместному рассказыванию, развивая умение включать в рассказ отмеченные признаки и действия, названные при ответе взрослому.
    Воспитатель. Посмотри внимательно на картинку и скажи, когда это было?
    Ребенок. Зимой.
    Воспитатель. Почему ты думаешь, что это зима?
    Ребенок. Потому что уже снег выпал.
    Воспитатель. Летом тепло, а зимой...?
    Ребенок. Холодно.
    Воспитатель. Кто везет санки?
    Ребенок. Большой мальчик.
    Воспитатель. Как его зовут?
    Ребенок. Дима.
    Воспитатель. Один мальчик большой, а другой?.. Как зовут младшего брата Димы?
    Ребенок. Сережа.
    Воспитатель. А сестренку как зовут?
    Ребенок. Алена.
    Воспитатель. Как одеты дети?
    Ребенок. В шубе, шапке, куртке синей. (Взрослый поправляет: куртка не синяя, а голубая с белым.)
    Воспитатель. Что случилось с Сережей?
    Ребенок. Упал.
    Затем воспитатель начинает рассказывать: «Мама и дети гуляли. Старший брат Дима посадил сестру Алену на санки. Он...». Предлагает ребенку продолжить рассказ. Смысл этого продолжения в том, чтобы ребенок почувствовал структурную соотнесенность предложений и смог составить новое предложение, соединив его с предыдущим смысловой и грамматической связью. Взрослый продолжает: «Дима посадил еще и Сережу и...» Далее он составляет рассказ по картинке, ребенок только отвечает на вопросы. Затем взрослый усложняет задание, просит ребенка придумать, что же было после того как дети с мамой вернулись домой.

    Беседа

    Связная речь формируется прежде всего в повседневном Т общении с ребенком, в реальных г,— жизненных ситуациях. Например, по возвращении его с прогулки воспитатель может спросить: — «Кого (или что) ты видел на улице?», «С кем играл?», «Какие игрушки были у Миши?», «Что ты лепил из снега?» Взрослый должен добиваться того, чтобы ребенок давал полные ответы, рассказывал не только о том, с кем играл, но и о том, какая была игрушка у друга, мог кратко описать ее. Темы для беседы могут быть самыми разными: посещение магазина игрушек, поликлиники, прогулки в парк, лес и т.д. Воспитатель должен добиваться того, чтобы ребенок мог самостоятельно описывать предметы. Сначала покажите, как это делается. Например, поставив перед ребенком чашку, предложите ему внимательно рассмотреть ее, а затем задайте примерно такие вопросы: «Что это?», «Какого цвета?», «Что на ней нарисовано?», «Что это у чашки?», «Зачем нужна ручка?», «Зачем нужна чашка?» и т.д. После этого можно описывать игрушки, предметы, сравнивать и сопоставлять их, находить общие и отличительные признаки. Игра-упражнение на развитие связности речи «Разложи картинки» Воспитатель показывает ребенку две картинки, изображающие два последовательных действия (мальчик спит — делает зарядку; девочка обедает — моет посуду; мама стирает — вешает белье и т.д.). Ребенок должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором четко должны быть определены начало и конец действия.

    Игра-упражнение «Закончи предложение»
    Цель: учить использовать в предложении глагол противоположного значения.

    Воспитатель предлагает ребенку закончить начатые им предложения: «Мальчик сначала подошел к дому, а потом от него (отошел). Утром ребята пошли в гости, а вечером (ушли). Мальчик вошел в комнату, вскоре он (вышел). Ребята бежали по правой стороне улицы, затем они (перебежали) на левую». Затем взрослый предлагает ребенку придумать предложения со словами: шел, перешел, пошел, подошел, вошел, вышел, отошел.

    Игра-упражнение «Учимся рассуждать»
    Цель: учить рассуждать.

    Взрослый предлагает ребенку посмотреть картинки-небылицы (летом мальчик катается на лыжах в зимнем костюме, зимой собирают грибы). Он просит ребенка доказать, что в этих картинках нарисовано неправильно. Что надо изменить? Просит ребенка использовать в своей речи слова «во-первых», «во-вторых», чтобы была понятна последовательность рассуждения.

    Упражнение «Составление творческого рассказа по серии сюжетных картинок»
    Цель: учить составлять по картинкам небольшие рассказы, сказки.

    Взрослый показывает несколько сюжетных картинок к какой-либо сказке и просит ребенка составить по ним творческий рассказ. В следующий раз задание усложняется: взрослый убирает картинку, знаменующую начало (середину или конец) сказки. Ребенок самостоятельно творчески составляет начало, середину или конец рассказа. Очень полезным упражнением служит передача содержания какой-либо сказки или рассказа с использованием моделирования. Воспитатель помогает ребенку изобразить персонажей сказки с помощью любых моделей (медведя с помощью большого кружка девочку в виде небольшой черточки и т.д.) и самому составить по этим моделям связный творческий рассказ.
    Чукйкова Ж.В., канд. пед. наук,
    доцент дошкольной и коррекционной педагогики ЕГУ им. И.А. Бунина