Готовимся в школу
Для успешного обучения в школе у ребенка, поступающего в первый класс, должен быть достаточный уровень сформированности:
- лексико-грамматической стороны речи (достаточный словарный запас, правильное согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже, возможность пользоваться способами словообразования)
- связной речи,
- фонематического восприятия, анализа и синтеза (способность различения гласных и согласных звуков, твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков, определение наличия и места определенного звука в слове)
Если у ребёнка возникают трудности в рассказывании и пересказывании, он допускает ошибки в грамматическом оформлении фразы, согласовании слов, выборе предлога (возможен пропуск предлогов), то велика вероятность возникновения проблем в школьном обучении, ребёнок может допускать ошибки в письменных работах, устных заданиях.
Предлагаю вашему вниманию некоторые обучающие игры и упражнения, с помощью которых вы можете лучше подготовить вашего ребёнка к успешному обучению в первом классе.
Основные направления работы по обогащению словарного запаса детей:
Обогащение словаря именами существительными - дети должны уметь назвать группу предметов одним обобщающим словом:
«Кровать, шкаф, тумбочка, стол, стул - это мебель.
Корова, овца, коза, собака, кошка, свинья - это домашние животные» и т.д.
Необходимо научить ребенка называть детенышей диких и домашних животных и птиц:
« У козы - козленок, у лошади - жеребенок, у медведя - медвежонок, у зайца - зайчонок и т.д.».
Ребенок должен овладеть и правилами образования новых слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов:
«стул - стульчик, нож - ножичек, паук - паучок, флаг - флажок, дерево - деревце и т.д.»
Виды игр:
«Назови одним словом»,
«Какую мебель расставим в комнате?»,
«Найди лишнее слово»,
«Чей ребенок?»,
«Ищу маму?»,
«У тебя большой предмет, а у куклы маленький»,
«Один - много»,
«Мой, моя, моё»,
«Кто больше придумает слов?»
Обогащение словаря глаголами – это умение называть способы передвижения разных животных:
«Птицы, стрекозы, жуки летают.
Рыбы, утки, киты плавают.
Змеи, черви, гусеницы ползают.
Лягушки, зайцы прыгают».
Ребенок должен уметь назвать действия, которые совершает тот или иной предмет:
«Кошка сидит, лежит, спит, мяучет, ест, играет, прыгает и т.д.».
Трудности у детей часто вызывает и называние голосов животных и птиц:
«Корова мычит, змея шипит, волк воет, лошадь ржет и т.д.»
Для закрепления материала ребенка надо спрашивать:
«Кто рычит? Кто кукует? Как подает голос собака? А кошка?»
Необходимо научить ребенка образовывать глаголы при помощи приставок: входит, выходит, заходит, подходит, обходит, переходит и т.д.
Виды игр:
«Я летаю, как …, прыгаю, как…, ползаю, как…»,
«Кто как голос подает?»,
«Что умеет делать это животное?»,
«Мальчик из дома вышел» (перемещая игрушку, называть, что она делает)
Обогащение словаря именами прилагательными: ребенок должен уметь назвать вкус продукта:
« Соль соленая, сахар сладкий, лимон кислый…»
и отвечать на вопросы: «Что бывает кислое? Соленое? и т.д.».
Знание цветов и оттенков закрепляется вопросами: «Какого цвета небо? - Небо синее».
В речь ребенка необходимо вводить прилагательные - антонимы
Виды игр:
«Скажи наоборот»: «Дерево высокое, а куст …(низкий). Река широкая, а ручей …(узкий). Кресло мягкое , а стул…(жесткий).
«Я люблю сладкие продукты:…, а я – кислые:…»,
«Вредина» (Этот шнурок длинный. Нет, он короткий!),
« Чей? Чья? Чьё?»( У собаки голова чья? Собачья. У лисы хвост чей? Лисий. У волка уши чьи? Волчьи),
«Из дерева, значит… (деревянный), из кожи, значит…(кожаный)»,
«Опиши предмет» О чём можно сказать «желтый»? (лист, забор); «желтая»? (коробка, тумбочка), «желтое»? (полотенце, ведро)
Обогащение словаря наречиями можно проводить путем объяснений, что предметы могут быть от нас далеко или близко, находиться высоко или низко, ходить можно быстро и медленно, на улице может быть тепло, прохладно, ветрено, пасмурно и т.д.
Виды игр:
«Что где находится?»,
«Какая сегодня погода?».
Учитель-логопед Ковригина Т.Е.