№22 Лексическая тема: «Транспорт»
Родителям рекомендуется: Гуляя с ребенком на улице, обратите его внимание на транспорт, который движется по ней. Спросите, что такое транспорт, при необходимости объясните, что транспорт — это машины, которые перевозят грузы и пассажиров, что транспорт бывает пассажирский и грузовой. Рассмотрите с ребенком картинки с изображениями легковой машины, автобуса, троллейбуса, трамвая, самолета, поезда, теплохода. Пусть он сначала показывает картинки по вашей просьбе. Добейтесь, чтобы ребенок четко называл их. Побеседуйте с ним о том, кого или что перевозит каждая из машин. Это автобус. Он перевозит пассажиров. Это грузовая машина. Она перевозит разные грузы: кирпичи, ящики, бочки и т. п. Помогите ребенку запомнить, где у грузовика расположены кабина, капот, кузов, колеса. Пусть он показывает и называет эти части машины. Следите, чтобы он говорил четко и ясно.
1.Грамматика.
1.1 Д/и «Один — много» (образование существительных мн. числа)
Вы называете один предмет и бросаете ребенку мяч. Ребенок бросает мяч обратно и называет много предметов. Например: автобус — автобусы, трамвай — трамваи, самолет — самолеты и т.д.
2.1. Д/И «Какой, какая, какие?» (согласование существительных в прилагательными)
Машина, какая? – большая, маленькая, грузовая, быстрая…., Трактор, какой? - …, Колеса, какие? - …. Слова по теме.
2. Связная речь.
2.1. Составить описательный рассказ машины (игрушка). Рассказ записать.
3. Словарный запас.
3.1. Д/И «Что делает машина?» (развитие словаря глаголов)
Машина шумит, ездит, рычит, возит, перевозит,…. Трактор – ездит, перевозит, передвигает. Слова по теме.
3.2. Д/и «Едет, летает, плавает» (развитие словаря)
Что едет? Машина, автобус, велосипед, …. Что летает? Самолет, ракета,… Что плавает? Лодка, корабль,….
4. Развитие фонематического слуха
4.1. «Слушай внимательно» (развитие фонематического восприятия)
Взрослый: Послушай стихотворение:
Ира с Игорем играли
Все игрушки разбросали.
Скажи какие слова в стихотворении начинаются со звука [И]. При необходимости разберите каждое слово и интонацией выделите данный звук.
5. Развитие слоговой структуры слова
5.1. Д/и «Пароходы» (развитие речевого дыхания).
Оборудование: пластиковая бутылка
Взрослый: Давай мы с тобой будем капитанами парохода. Но для этого нам надо научиться давать гудок. Поднеси бутылку к губам. Сделай вдох и дуйте в бутылку, вытянув губы в трубочку, не раздувая щек. Чтобы слышался протяжный гудок.
6. Артикуляционная гимнастика
6.1. Упр. «Насос» - произношение звука [С]
6.2. Упр. «Комарик» - произношение звука [З]
7. Пальчиковая гимнастика
7.1. Вместе с ребенком вырежьте из цветной бумаги три квадрата, два кружка, один прямоугольник и предложите ребенку собрать из этих деталей грузовую машину. Пусть он покажет, где у нее капот, кабина, кузов, колеса, фары.
7.2.
Выучить текст пальчиковой гимнастики «Игрушки»
Есть игрушки у меня (попеременно хлопки в ладоши и удары кулачками)
Паровоз и два коня
(загибать пальцы на обеих руках)
Серебристый самолет
Три машины, вездеход
Сколько вместе? (попеременно хлопки в ладоши и удары кулачками)
Как узнать?
Помогите сосчитать.
8. Психологическая разминка
8.1.Текст стиха «Мчится поезд» выучить (развитие памяти, творческого воображения, координации речи и движения).
Чух-чух! Чух-чух! (ходьба вприсядку по кругу)
Мчится поезд во весь дух. (круговые движения локтем)
Паровоз пыхтит
- Тороплюсь! – гудит.
- Тороплюсь! - Тороплюсь! - Тороплюсь!
9.Что почитать.
К.И.Чуковский «Доктор Айболит», М.Ильин, Е.Сегал «Машины на нашей улице», С.Сахарнов «Самый лучший пароход»