Причинами могут быть:
родовые травмы (черепно-мозговые травмы, кровоизлияния при затяжных или стремительных родах, асфиксия при родах);
родовые травмы (черепно-мозговые травмы, кровоизлияния при затяжных или стремительных родах, асфиксия при родах);
внутриутробные поражения плода вследствие хронических болезней матери, заболеваний во время беременности (особенно вирусных), влияния химических препаратов, и т.д. Особенно важны первые 3 месяца беременности, когда закладываются основные системы.
заболевания ребенка (менингит, энцефалит), черепно-мозговые травмы.
Как видно в результате действия комплекса причин происходит поражение коры головного мозга на разных уровнях,это приводит к нарушению передачи нервных импульсов из коры головного мозга по всем уровням к мышцам артикуляционного аппарата. Следовательно- нарушение функционирования.
Как видно в результате действия комплекса причин происходит поражение коры головного мозга на разных уровнях,это приводит к нарушению передачи нервных импульсов из коры головного мозга по всем уровням к мышцам артикуляционного аппарата. Следовательно- нарушение функционирования.
Симптомы:
Речевые:
- нарушение звукопроизношения.В зависимости от степени поражения может страдать произношение всех или нескольких согласных.Может нарушаться и произношение гласных звуков(они произносятся неясно, искаженно,часто с носовым оттенком).
- нарушение просодики -темпа, ритма,модуляции,интонации.
- нарушение восприятия фонем (звуков)и их различения.Возникает вследствие нечеткой, смазанной речи, которая не дает возможности сформироваться правильному слуховому образу звука.
- нарушение грамматического строя речи.
Неречевые:
- нарушения двигательного аппарата (дизартрия всегда сопровождает ДЦП).
- нарушение эмоционально-волевой сферы.
- нарушение ряда психических функций (внимание,память, мышление).
- нарушение познавательной деятельности.
- своеобразное формирование личности.
Речевые:
- нарушение звукопроизношения.В зависимости от степени поражения может страдать произношение всех или нескольких согласных.Может нарушаться и произношение гласных звуков(они произносятся неясно, искаженно,часто с носовым оттенком).
- нарушение просодики -темпа, ритма,модуляции,интонации.
- нарушение восприятия фонем (звуков)и их различения.Возникает вследствие нечеткой, смазанной речи, которая не дает возможности сформироваться правильному слуховому образу звука.
- нарушение грамматического строя речи.
Неречевые:
- нарушения двигательного аппарата (дизартрия всегда сопровождает ДЦП).
- нарушение эмоционально-волевой сферы.
- нарушение ряда психических функций (внимание,память, мышление).
- нарушение познавательной деятельности.
- своеобразное формирование личности.
При дизартрии на разных уровнях нарушена передача импульсов из коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов. В связи с этим, к мышцам(дыхательным, голосовым, артикуляторным) не поступают нервные импульсы, нарушается функция основных черепно-мозговых нервов, имеющих непосредственное отношение к речи (тройничный, лицевой, подъязычный, языкоглоточный, блуждающий нервы).
Тройничный нерв иннервирует жевательные мышцы, нижнюю часть лица.
При поражении - трудности в открывании и закрывании рта, жевании, глотании, движениях нижней челюсти.
Лицевой нерв иннервирует мимическую мускулатуру лица.
При поражении – лицо амимично, маскообразно, тяжело зажмурить глаза, нахмурить брови, надуть щеки.
Подъязычный нерв иннервирует мускулатуру двух передних третей языка.
При поражении - ограничивается подвижность языка, возникают затруднения в удержании языка в заданном положении.
Языкоглоточный нерв иннервирует заднюю треть языка, мышцы глотки и мягкого неба.
При поражении - возникает носовой оттенок голоса, наблюдается снижение глоточного рефлекса, отклонение маленького язычка в сторону.
Блуждающий нерв иннервирует мышцы мягкого неба, глотки, гортани, голосовых складок, дыхательную мускулатуру.
Поражение ведет к неполноценной работе мышц гортани и глотки, нарушению функции дыхания.
В раннем периоде развития ребенка эти нарушения проявляются следующим образом:
Грудной возраст: вследствие паретичности мышц языка, губ затруднено грудное вскармливание - к груди прикладывают поздно (3-7 сутки), отмечается вялое сосание, частые срыгивания, поперхивание.
На раннем этапе развития речи у детей может отсутствовать лепет, появляющиеся звуки имеют гнусавый оттенок, первые слова появляются с опозданием(к 2-2,5 годам). При дальнейшем развитии речи грубо страдает произношение практически всех звуков.
При дизартрии может иметь место артикуляторная апраксия (нарушение произвольных движений артикуляционных органов). Артикуляторная апраксия может возникнуть в связи с недостаточностью кинестетических ощущений в артикуляторной мускулатуре.
Нарушения звукопроизношения, обусловленные артикуляторной апраксией, отличаются двумя характерными особенностями:
· искажаются и изменяются звуки, близкие по месту артикуляции
· нарушение звукопроизношения не постоянно, т. е. ребенок может произносить звук и правильно, и неправильно
Выделяют два варианта артикуляторной апраксии:
· кинестетическая, связанная с патологией теменных отделов головного мозга, характеризуется трудностями нахождения отдельной артикуляторной позы
· кинетическая, обусловленная патологией примоторных отделов мозга. Нарушена динамическая организация артикуляторных движений, затруднен переход от одного звука (или коартикуляции) к другому.
При этом наблюдаются повторы звуков, слогов, пропуски, перестановки, вставки.