Разработка №4 по ознакомление с окружающим миром Тема: «У СОЛНЦА ЕСТЬ СВОЯ СЕМЬЯ»
Цели Коррекционно-образовательные
• сформировать у детей понятия «вселенной», «солнечная система»
• ввести понятия «звезды», «созвездия»
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать у детей уважение к сверстникам и умение выслушать друг друга;
Коррекционно-развивающие:
• развивать навыки творческого рассказывания. Добиваться того, чтобы дети придерживались избранной сюжетной линии в рассказывании.
• совершенствовать грамматический строй речи.
• учить четко, кратко отвечать на конкретно поставленные вопросы.
• активизировать словарь: планета; звезда; космос, космический корабль, спутник, космический полет, космонавт, иллюминатор.
Материалы
• карта-схема Солнечной системы
• фотографии: звездного неба, Солнца, планет из космоса, космических кораблей,
• карта звездного неба или рисунки с изображением созвездий.
Оборудование
• мультимедийное оборудование
• магнитофон с записью «космической» музыки
• плотная черная ткань с небольшими отверстиями – «звездами» или «созвездиями», размером 2х2 м. Взаимодействие с семьей
• Домашние задания по подготовке сообщений о планетах (6 детей) заучивания стихотворения и загадки (2 ребенка).
1. Артикуляционная гимнастика.
2. В кабинете сверху включена одна лампа (люстра) логопед с детьми накрывается тканью, ткань держат поднятыми руками над головами. Логопед: Посмотрите наверх, и скажите, что это напоминает (звездное небо). Правильно. И мы с вами сегодня поговорим о звездах. Что такое звезды? (это такие огоньки на небе)
Логопед: Давайте послушаем стихотворение Ч.Наранга: (рассказывает 1-й ребенок)
Звезды – звездочки,
А сколько вам лет?
Звезды – звездочки,
Вы слышите? Нет?
Мне бы вас Хотелось попросить
Никогда огонь свой
Не гасить.
О чем это стихотворение? (о звездах) Как автор ласково называет звезды? (звездочки) О чем просит автор у звезд? (никогда огонь свой не гасить).
3. Рассказ логопеда: Раньше, когда люди считали Землю плоской, они думали, что днем она накрыта голубым колпаком - небом, по которому движется Солнце. А по ночам какой-то огромный великан закрывает ее черным колпаком. Только колпак этот дырявый, в нем много маленьких дырочек, через которые на Землю попадает свет. Вот эти дырочки и есть звезды. Только потом люди поняли, что звезды - это совсем другое. Звезды - это огромные огненные шары. А почему же они кажутся нам такими маленькими? Да потому, что они находятся очень далеко от нас. Все звезды очень разные, и по размеру, и по температуре. Они все - огненные шары, одни более горячие, другие - менее. Поэтому и цвет у звезд разный. Самые горячие - белые, чуть менее горячие - голубые, потом желтые и красные. То есть самые яркие звезды на нашем небе - голубые и белые это такие звезды как Полярная, Сириус, Альдебаран, Бетельгейзе. А многие звезды собраны в созвездия, самые известные из них Малая Медведица, Большая Медведица, Кассиопея, Андромеда.
4. Динамическая пауза:
На Луне жил звездочёт ладони раскрыты
Он планетам вёл учёт: МЕРКУРИЙ - раз, дети загибают мизинец левой руки
ВЕНЕРА - два-с, дети загибают безымянный палец левой руки
Три - ЗЕМЛЯ, дети загибают средний палец левой руки
Четыре - МАРС, дети загибают указательный палец левой руки
Пять - ЮПИТЕР, дети загибают большой палец левой руки
Шесть - САТУРН, дети загибают мизинец правой руки
Семь - УРАН, дети загибают безымянный палец правой руки
Восемь - НЕПТУН, дети загибают средний палец правой руки
Девять - дальше всех ПЛУТОН, дети загибают указательный палец правой руки
Кто не видит дети загибают большой палец правой руки - выйди вон! дети раскрывают ладони (Аркадий Хайт)
5. Логопед: А как вы думаете, какая звезда к нам ближе всего? Почему? Это наша звезда - Солнце. Она дает нашей планете свет и тепло, без нее не было бы жизни на Земле.
Логопед: У нашей звезды - Солнца - есть своя семья. В нее входят девять планет, которые вращаются вокруг Солнца. Как думаете, а отличаются ли планеты от звезд? (да отличаются) 6. Логопед: Звезды состоят из раскаленных газов, а планеты - из твердых, жидких частиц и газов.
А теперь послушаем сообщения детей о планетах.
1-й ребенок: «Ближе всех к Солнцу расположена планета Меркурий. Это горячая планета на ней нет ни воды, ни воздуха. День там очень жаркий, а ночь очень холодная».
2-й ребенок: «Второй планетой после Меркурия расположена планета Венера. Эта большая планета, окружена ядовитыми парами вместо воздуха. Из них проливаются ядовитые дожди, и поэтому там нет жизни».
3-й ребенок: «Планета Земля, расположена третьей по счету от Солнца. Это одна из девяти планет, на которой есть жизнь: есть люди, животные, растения, есть суша, океаны и моря. Земля – наш общий дом. Четыре времени года, а также время суток сменяются друг за другом».
4-й ребенок: «Марс – это красная планета, меньше Земли. И на ней холоднее, чем на Земле. На ней часто бывают пылевые бури».
5-й ребенок: «Самая большая планета из всей солнечной системы – это планета Юпитер, атмосфера состоит из смеси газов. Иногда эти газы образуют красные пятна, которые иногда видны в телескоп с Земли».
6-й ребенок: «Сатурн, Уран, Нептун – это гигантские шары из газов. Это газовые планеты с кольцами и вокруг каждой вращаются спутники». 7-й ребенок: «Последняя планета Плутон. Она твердая, и она плохо изучена, потому что она самая далекая и до нее трудно добраться человеку».
Логопед: Давайте еще раз назовем планеты солнечной системы. (В этой части занятия можно использовать большую карту с изображением солнечной системы.