Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 83
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
http://chemodanova
Block content
Сайты для логопеда
  • Полезная физика



     9. Лед-силач.

         Когда жидкость превращается в Карандаши   твёрдое тело, она обычно сжимается и занимает меньше места. А как поведет себя вода, превращенная в твердое тело — в лед?

         Для этого опыта возьмите металлическую банку (кружка тоже должна быть металлической). Можно взять, например, банку из-под кофе. Налейте ее до самого верха водой и как можно плотнее закройте крышку.

         На крышку банки положите бутылочную крышечку, а на стол рядом — два карандаша. Поставьте на них банку, а сверху, на бутылочную крышку положите еще два карандаша. Свяжите карандаши вместе, примотав концы клейкой лентой. Поставьте сооружение в холодильник часов на восемь.

         Что же произошло?

         Объясните детям это явление: «Когда вода, охлаждаясь, превращается в лед, ее объем увеличивается, при этом лед распирает банку. Сила расширяющегося льда так велика, что она поднимает крышку и ломает карандаши. Эта сила может даже разорвать 6aнку на кусочки».

         Теперь, когда дети узнали об этом явлении, можно обратить и внимание на то, почему нельзя оставлять на морозе металлическое ведро с водой.

    8. Куда делась вода?

    Все дети просто обожают мыться в ванне. Проведите такой опыт.
    Для этого ванну нужно наполнить водой. Но прежде надуйте воздушный шарик, завяжите его прочной веревочкой, примерно 15 сантиметров длиной, второй конец которой привяжите к пробке, закрывающей сливное отверстие. Пусть малыш сам откроет кран с водой. Теперь отвлекитесь, поиграйте с ребенком или почитайте ему. Через 20-30 минут посмотрите, набралась ли вода в ванну. Нет? Но ведь ребенок сам открыл кран и его никто не закрывал. Куда же делась вода?
    Повторите этот опыт еще раз, но только не уходите на этот раз из ванны, а посмотрите, кто выпустил всю воду. Увидели? Теперь давайте разберемся, как это произошло.
    Когда воды в ванне наберется достаточно много, веревочка, привязанная к пробке и шарику, натягивается. Чем выше поднимается уровень воды, тем сильнее натягивается веревка, вода с силой давит на шарик (но ведь утонуть он не может), он поднимается вместе с водой до критического уровня, а потом выдергивает пробку.
    Подскажите ребенку: «Теперь, если будешь проделывать этот опыт каждый раз, готовясь мыться в ванне, можешь не беспокоиться, что вода перельется через край».

    7. Как проделать дырку во льду?
     
         Для этого опыта понадобятся не маленькие, а довольно большие кубики льда. Приготовьте их заранее.
         Положите вместе с ребенком на один кубик льда щепотку соли, а в а другой — ничего и поставьте их на 10 минут в холодильник. Что произойдет со льдом?
         Оказывается, в том месте, на которое насыпана соль, лед превратился в воду, а чистый кубик льда остался полностью замороженным.
         Это происходит потому, что «соленый» лед начинает таять при температуре ниже 0 градусов. Напомните вашим мальчикам и девочкам, что зимой лед на улице посыпают солью. Если на улице мороз и лед не тает, то, посыпанный солью, он начинает быстро таять и тротуары перестают быть скользкими. Именно с этой целью; лед солят.
     
    6. Водяные часы

    Спросите своего ребенка, какие часы он знает. Думаю, он затруднится с ответом. Покажите ему имеющиеся в доме часы: механические, электронные, может быть, у вас сохранились на чердаке ходики с котом, у которого «бегают» глазки. Напомните малышу что есть и солнечные часы, а также — цветочные, у которых разные цветы распускаются в определенный час. А знает ли он, что часы могут быть водяными? Нет? Тогда давайте сделаем их.

    Прежде всего приготовьте вместе с ребенком необходимые материалы: пять прозрачных пластиковых стаканчиков, пять кнопок (лучше цветных, тогда часы будут еще и красивыми), литровую стеклянную банку, лейкопластырь, фломастер, часы и шило или острый гвоздь, а также деревянную плоскую рейку длиной 1 метр (тогда часы будут переносными). Если же вы захотите сделать их стационарными, то есть на постоянном месте, скажем на заборе или на стенке веранды, тогда рейка вам не понадобится.

    Сначала сделайте на дне в центре всех пяти стаканчиков отверстие, воспользовавшись шилом или гвоздем. Я это делаю так, беру гвоздь плоскогубцами, нагреваю его над газом, и отверстие получается ровным, аккуратным, и все это — очень быстро. За тем прикрепите кнопками стаканчики с дырками один под другим на расстоянии пять сантиметров на рейке, начиная с нижнего. Затем прикрепите рейку к забору так, чтобы под ней оставалось примерно 20 сантиметров, и поставьте под стаканчиками банку наклеенной вертикально полоской пластыря — это шкала или циферблат. Теперь налейте в верхний стаканчик воды и ждите, когда она, переливаясь каскадом, начнет капать из нижнего стаканчика. По наручным часам на пластыре отметьте 5,10 или 15 мину (сколько вам захочется). И так отметьте один час.

    Такие часы можно « завести » в любой момент, а любимый внук не сможет отговориться от опоздания тем, что не знал, сколько времени. Главное, не забывайте наполнять водой верхний стаканчик.


    5. Жесткая и мягкая вода
    Для эксперимента вам понадобится вода, да не простая, а жесткая и мягкая. Можно взять, например, мягкую дождевую воду (или воду, пропущенную через фильтр) и обычную водопроводную воду (или можно добавить в мягкую воду стакан минералки).
    Ополосните намыленные руки детей жесткой водой: 1-2 ополаскивание и... мыло смыто. Теперь эту же операцию проделайте с мягкой водой.
    Странно ведь и там и там была просто вода, почему же второй (мягкой) водой мыло не смывается? Оказывается, вода, несмотря на внешнюю одинаковость, по ее ставу бывает жесткой (с большим содержанием солей, в частности кальция, который находится в костях, в том числе человеческих, и мягкой (с низким содержанием солей)).
    Еще нагляднее можно увидеть химические особенности воды, дав детям два тазика с разной водой, и предложить им постирать свои светлые носочки хозяйственным мылом. Пусть сами определят, где какая вода. И лишь после этого объясните детям, что там, где невозможно взбить мыльную пену, вода — жесткая. Белье в ней стирать неэффективно, зато полоскать, наоборот, очень удобно.
    Покажите детям практическую ценность этих знаний: стирать мылом лучше в мягкой воде, как и мыть волосы, а споласкивать мыльные руки лучше жесткой водой; во всяком случае, быстрее и экономится вода, так как мыло быстрее смывается.
     
    4. Сжатая бутылка
     
    «Ты уже знаешь, дружок, что при нагревании вещества расширяются. А при охлаждении?» - задайте ребенку этот вопрос, пусть выскажет свое предположение.
    Теперь возьмите несколько кубиков льда, положите их в полиэтиленовый пакет и разбейте на мелкие кусочки. Пересыпьте лед в пластиковую бутылку и закрутите крышку. Потрясите бутылку и отставьте ее в сторону. Понаблюдайте вместе с ребенком, что с ней произойдет, когда воздух в ней охладится. Охлажденный воздух сожмется. Ему требуется все меньше и меньше места. В результате стенки бутылки втянутся внутрь.
     
    3. Дачный водогрей
     
    Если у вас на даче есть колодец и шланг для полива, то попросите детей или внуков помочь вам провести для хозяйства горячую воду. Пусть они разложат шланг кольцами на солнце, а сами включите насос. Когда вода пойдет из другого конца шланга, выключите насос, а ребята пусть наденут на его конец шарик. Оставьте шланг на солнце на 1-2 часа. Этого времени вполне достаточно, чтобы вода стала горячей, то есть, нагревшись от солнечных лучей, шланг нагреет и находящуюся в нем воду. Хотите — стирайте, хотите — мойте испачкавшегося малыша.
        
    2. Что такое «конденсат»?
     
     Обратите внимание вашего ребенка на то, что во время приго­товления обеда на кухне на стекле окна выступают мельчайшие капельки воды. Откуда они взялись? И что это такое? Объяснить это физическое явление — конденсацию — поможе: опыт.
    Поставьте на солнечный подоконник тарелку с водой на 3-4 часа Каждые 30 минут проверяйте ее содержимое, и вы увидите, что водаы в тарелке становится меньше. 
    Теперь поставьте на подоконник две одинаковых тарелки, налив в каждую по полстакана воды. Одну из них накройте журналом. Через один час посмотрите, что происходит с водой. В какой тарелке оказалось больше воды?
    Следующий шаг: наполните консервную банку кубиками льда и поставьте ее в теплое место на несколько минут. Посмотрите внимательно на ее внешние стороны. Что там видно? Да, это конденсат.
    Это произошло потому, что при нагревании вода превращается в газ и он растворяется в воздухе.
    Объясните ребенку, что накрытая журналом тарелка проветривалась меньше, к ней с трудом поступало т тепло из окружающего воздуха, поэтому вода испарялась в ней медленнее.
     Конденсат проявляется тогда, когда теплый воздух касается чего-либо холодного; маленькие капельки собираются в большие капли, которые и проступают на стенках банки.
    Тот же процесс можно наблюдать летом на даче, когда вы накачиваете насосом холодную воду из колодца в бочку для полива огороода. Пусть ребюенок посмотрит на этот процесс, и он увидит, как бочка запотела.
    Это все тот же конденсат, что и в банке со льдом, и на окне в кухне.  
     
     
    1. Вода "вверх ногами"
     
     
    Помогите малышу проделать следующий опыт: «Налей полвед­ра поды, привяжи к его дужке короткую веревку и начинай кру­тить ого в вертикальной плоскости как можно быстрее. Ты заме­тил, что, когда ведро находится над твоей головой, то есть оно перевернуто "вверх ногами", вода из него не выливается. Почему?"
    Дело в том, что при вращении вода прижимается к стенкам и дну ведерка и поэтому не может вылиться.
     
    Но напомните ребенку об осторожности:
    «Если скорость враще­ния будет недостаточной,
    вода прольется и ты попадешь под холод­ный душ».