Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 82
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Календарь
«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
http://chemodanova
Block content
Сайты для логопеда
  • Связная речь

       Мало кто из дошкольников, приходя в школу, умеет «красиво говорить». «Красиво говорить» — это умение не только понятно и связно выражать смысл произносимого, но и вызывать интерес к сказанному, т.е. передавать содержание выразительно, ярко, эмоционально. Такой талант рассказчика не дается в наследство — это кропотливый труд взрослых по развитию у детей «чувства языка». Специалисты определяют умение ребенка составлять связный рассказ как задачу развития связкой монологической речи. Есть две основные формы связной речи — диалог и монолог. Диалог— первичная форма языкового общения, представляющая собой чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывании, поэтому речь в нем бывает неполной, сокращенной, обрывистой. Более того, существенную помощь при ведении диалога оказывают мимика и жесты. Монологическая речь более сложная, поскольку это связное логически последовательное высказывание, выражающее мысль одного человека, неизвестную слушателям. В монологе необходимы внутренняя подготовка, предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Как и в диалоге, существенную помощь оказывают невербальные средства (жесты, мимика), но они занимают уже подчиненное место.
       Для монолога характерны:
    — литературная лексика, развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность;
     — синтаксическая оформленность;
    — связность (обеспечивается одним говорящим).
       Многие отечественные психологи подчеркивают тесную взаимосвязь между развитием связной речи и интеллектом ребенка. Последний учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить (Ф.А. Сохин). Следовательно, монолог — более сложный вид речи и поэтому требует специального речевого воспитания. Диалог и монолог тесно взаимосвязаны: часто монолог вплетается в диалог и наоборот. Обучая детей связной речи, важно учитывать, что навыки и умения диалогической речи — основа овладения монологом. Поэтому, развивая в детях «талант рассказчика», необходимо начинать с правильного ведения диалога. Ребенок, вступающий в диалог, уже, как правило, имеет развитый словарь, относительно грамотную речь и может произносить ее так, чтобы она была понятна сверстнику или взрослому. Иначе он может остаться непонятым и, если такое случается все чаще, отвергнутым сверстниками.
       А чтобы ориентироваться, в какой из возрастных этапов начинать обучение ребенка связной монологической речи, необходимо знать особенности развития связной речи в период дошкольного детства (от рождения до 7 лет).
       Начинать развивать речь малыша необходимо на этапе младенчества: общаясь с ребенком до одного года, необходимо словами, эмоционально выражать свои чувства, т.е. добиваться его ответной реакции. Постепенно расширяется круг предметов, с которыми сталкивается ребенок, слова, выражающие только эмоции, становятся обозначениями для него каких-либо предметов или действий. Овладевая своим голосовым аппаратом, ребенок гулением, а затем и лепетом отвечает пониманием на обращенную к нему речь взрослых. На основе такого понимания начинает развиваться активная речь детей: вначале подражая звукам и звукосочетаниям взрослого, затем самостоятельно произнося слоги и слова. Такая намеренность голосовой реакции, переходящей в произвольность произнесения, имеет большое значение для развития речевого общения детей. К началу второго года жизни у малыша появляются 10—15 слов, выражающих его желания и потребности. Но предпосылки для появления простейшего диалога со взрослым появляются у ребенка только после полутора лет. Постепенно, к концу второго года жизни появляются первые предложения, состоящие из двух, затем трех и четырех слов. К началу третьего года жизни слова начинают грамматически оформляться, т.е. свои мысли и желания ребенок выражает более точно и ясно. Несмотря на несовершенство звукопроизношения, ограниченность словаря, явные грамматические ошибки речь становится средством общения. У детей на третьем году жизни развивается понимание речи, активизируется собственная речь, возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Малыш начинает активно пользоваться диалогической формой: обращаясь к сверстнику или взрослому с просьбой, отвечая на их вопросы. Такая грамматически малооформленная речь ребенка ситуативна, т.е. смысл ее понятен только в связи с ситуацией. Тем не менее, имея небольшой опыт в диалогическом общении, дети пытаются так построить свои высказывания, чтобы они были понятны собеседнику: останавливаются в предложении, повторяют несколько раз и т.д.
       Начиная с дошкольного возраста (с 3 лет), возникает планирующая функция речи: ребенок инструктирует участников ролевой игры, рассказывает взрослому о своих впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Именно в это время речь приобретает форму монологической, контекстной. Появление контекстной речи (к 4—5 годам) определяется усложнением познавательной деятельности ребенка, новым отношением со взрослым, когда требуется более развернутое высказывание, обеспечивающее полноту и ясность речи. Специалисты доказали, что уровень речевого развития зависит от уровня развития общения у детей. Так, общаясь со сверстниками, дети используют контекстную речь, а в общении со взрослыми ограничиваются ситуативной (взрослые поймут). Дети 4—5 лет активно вступают в беседу, поддерживают разговор, пересказывают сказки и рассказы, самостоятельно составляют рассказ по игрушкам и картинкам. Но несмотря на это их связная речь еще далека от совершенства. Дети без целенаправленной работы взрослого не умеют правильно формулировать вопросы, их самостоятельный рассказ, в основном — копирование образца взрослых с нарушенной логикой в изложении, очень частым повторением слов «потом», «еще». В старшем дошкольном возрасте к детям предъявляются серьезные требования в отношении связности рассказывания. В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказы) дети должны связно, последовательно и выразительно излагать готовый текст без помощи взрослых; интонационно передавать диалог действующих лиц и характеристику персонажей. В рассказывании по картине ребенок должен самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по ее содержанию, указывая предположительно время и место действия, придумывать события, предшествующие изображенному и следующие за ним. В рассказывании об игрушках дети сами составляют рассказ или сказку, соблюдая композицию и выразительное изложение текста. Кроме того, они должны дать описательную характеристику персонажам сказки или рассказа. В возрасте 5—6 лет дети, рассказывая что-то, должны пользоваться высказываниями разных типов — описательными, повествовательными, контаминированными (смешанными). Все эти требования должны учитываться педагогами в процессе развития монологической речи дошкольника не только потому, что это важно для его умственного развития (формирования «чувства языка»), но и потому, что это поможет ему адаптироваться в школе, группе сверстников: ребенок, который хорошо рассказывает, станет вызывать интерес, у него появится много друзей, а значит, в будущем он вырастет уверенным в себе, что положительно скажется на развитии его личности.
       Начиная с 4 лет, необходимо обучать детей разным типам передачи информации (описанию, повествованию, рассуждению):
    описание — детей учат описывать игрушки, предметы или сюжетные картинки, собственные рисунки;
    повествование — детей учат передавать развитие действия или состояние предмета, включающее следующие друг за другом события, сценки, картины;
    рассуждение — детей учат доказывать одно или несколько положений, чтобы сделать обобщенный вывод.
       Таким образом, развитие связной речи в основном приходится на дошкольный возраст. Поэтому если ребенок не говорит правильно (грамматически неверно), плохо произносит слова, у него бедный словарный запас, родителям стоит задуматься о том, чтобы целенаправленно, систематически заниматься развитием его речи (вначале обогащая словарь, затем привлекая к рассказыванию, описанию, рассуждению и т.д.). Помогут развитию умения «красиво» говорить следующие игры и упражнения.
     
    Чукйкова Ж.В., канд. пед. наук,
     доцент дошкольной и коррекционной педагогики ЕГУ им. И.А. Бунина