СОЦИАЛЬНОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА: ОТ 2-Х ДО 3-Х ЛЕТ
Социальное развитие
Познавательное развитие в процессе общения
1. Формировать у ребенка простейшие варианты ролевого поведения: побуждать действовать в соответствии с определенной ролью («мама», «шофер», «врач»).
2. Подражать в игре маме, папе, братишке, бабушке и др. Понимать и оценивать (хорошо-плохо) поступки персонажей потешек, сказок, песенок. Например: Кисенька-Мурысенька-жадная, Петушок-смелый, Зайка-трусишка и пр.
3. Способствовать осознанию ребенком своего «Я». Учить говорить о себе не в третьем лице, а в первом – «Я рисую», «Я иду», «Я гуляю» и пр.
4. По внешним признакам (одежде, прическе, своему имени и др.) различать свою половую принадлежность: «Я – мальчик»; «Я – девочка».
5. Поддерживать общую высокую самооценку ребенка. Она должна быть ярко эмоционально окрашена и связана со стремлением малыша быть хорошим, послушным, добрым и избегать отрицательных оценок в адрес ребенка (говорить: не ты плохой, а ты сделал плохо!).
6. Учить замечать эмоциональное состояние другого человека.
7. Побуждать проявлять внимание к людям: пожалей другого человека – взрослого или сверстника, если он обижен, огорчен, расстроен.
8. Поддерживать каждое проявление ребенком доброжелательности и сочувствия.
9. Поощрять действия, способствующие возникновению взаимной симпатии.
10. Учить понимать, что от поведения ребенка зависит эмоциональное благополучие и настроение окружающих – детей и взрослых.
11. Формировать социальную культуру поведения. Заложить основы активного торможения, умения себя сдерживать, проявлять волевые качества.
2. Подражать в игре маме, папе, братишке, бабушке и др. Понимать и оценивать (хорошо-плохо) поступки персонажей потешек, сказок, песенок. Например: Кисенька-Мурысенька-жадная, Петушок-смелый, Зайка-трусишка и пр.
3. Способствовать осознанию ребенком своего «Я». Учить говорить о себе не в третьем лице, а в первом – «Я рисую», «Я иду», «Я гуляю» и пр.
4. По внешним признакам (одежде, прическе, своему имени и др.) различать свою половую принадлежность: «Я – мальчик»; «Я – девочка».
5. Поддерживать общую высокую самооценку ребенка. Она должна быть ярко эмоционально окрашена и связана со стремлением малыша быть хорошим, послушным, добрым и избегать отрицательных оценок в адрес ребенка (говорить: не ты плохой, а ты сделал плохо!).
6. Учить замечать эмоциональное состояние другого человека.
7. Побуждать проявлять внимание к людям: пожалей другого человека – взрослого или сверстника, если он обижен, огорчен, расстроен.
8. Поддерживать каждое проявление ребенком доброжелательности и сочувствия.
9. Поощрять действия, способствующие возникновению взаимной симпатии.
10. Учить понимать, что от поведения ребенка зависит эмоциональное благополучие и настроение окружающих – детей и взрослых.
11. Формировать социальную культуру поведения. Заложить основы активного торможения, умения себя сдерживать, проявлять волевые качества.
Речевое развитие
Ознакомление с окружающим.
1. Продолжать воспитывать в ребенке гуманные чувства: доброжелательное и бережное отношение ко всему живому.
2. Знакомить с явлениями общественной жизни и некоторыми профессиями (по результату их труда): доктор вылечил больного, шофер привез на машине людей, груз, парикмахер сделал стрижку и т.п. Уметь рассказывать о профессии в нескольких предложениях (по картинке, иллюстрации). Рассказывать о своем общении с людьми некоторых профессий.
3. Расширять и уточнять знания ребенка о человеке, его отношение к окружающему миру (животным, растениям), о потребностях (в доме, тепле, одежде, предметах мебели, посуде и пр.), об общении и взаимодействии.
4. Расширять представления ребенка о «больших» и «маленьких» (взрослых и детях).
5. Закрепить знания малыша о домашних животных. Познакомить с животными и их детенышами. Знать, как называются эти детеныши (котенок, щенок, жеребенок, теленок и др.) Дать обобщенное понимание слова «мама», относящееся не только к маме самого ребенка, но и к другим мамам. Например: мамы есть у всех людей и животных (у теленочка мама – коровка, у жеребеночка – лошадка, у поросенка – свинка, у котенка – кошка и т.п.). Использовать произведения художественной литературы и фольклора для углубления представлений о человеке и животных.
2. Знакомить с явлениями общественной жизни и некоторыми профессиями (по результату их труда): доктор вылечил больного, шофер привез на машине людей, груз, парикмахер сделал стрижку и т.п. Уметь рассказывать о профессии в нескольких предложениях (по картинке, иллюстрации). Рассказывать о своем общении с людьми некоторых профессий.
3. Расширять и уточнять знания ребенка о человеке, его отношение к окружающему миру (животным, растениям), о потребностях (в доме, тепле, одежде, предметах мебели, посуде и пр.), об общении и взаимодействии.
4. Расширять представления ребенка о «больших» и «маленьких» (взрослых и детях).
5. Закрепить знания малыша о домашних животных. Познакомить с животными и их детенышами. Знать, как называются эти детеныши (котенок, щенок, жеребенок, теленок и др.) Дать обобщенное понимание слова «мама», относящееся не только к маме самого ребенка, но и к другим мамам. Например: мамы есть у всех людей и животных (у теленочка мама – коровка, у жеребеночка – лошадка, у поросенка – свинка, у котенка – кошка и т.п.). Использовать произведения художественной литературы и фольклора для углубления представлений о человеке и животных.
Развитие речи
1. Продолжать развивать речевое общение.
Обращаться к воспоминаниям о том, что было в недалеком прошлом (внеситуативный диалог о том, что в данный момент отсутствует в поле зрения).
Обращаться к воспоминаниям о том, что было в недалеком прошлом (внеситуативный диалог о том, что в данный момент отсутствует в поле зрения).
2. Поддерживать стремление ребенка активно включаться в общение всеми доступными (речевыми и неречевыми) средствами.
3. Обогащать словарь ребенка названиями профессий (врач, шофер, воспитатель и др.), названий растений, продуктов питания, одежды, мебели, домашних животных и их детенышей, игрушек, названий частей и деталей предметов. Например: колеса, кузов машины, ленты, помпон шапочки и т.п.
4. Совершенствовать грамматическую культуру речи. Учить в процессе речевого общения изменять слова по числам, падежам, временам. Учить строить сложноподчиненные предложения (например: пора спать, так как уже поздно), строить рассказ из 3-4 предложений. Употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами ; глаголов совершенного и несовершенного вида (делать, сделать) и др.
5. Упражнять в правильном произношении гласных и согласных.
6. Учить запоминать и рассказывать потешки, небольшие стихотворения.
Любовь Павлова
Ведущий научный сотрудник центра «Дошкольное детство»
Ведущий научный сотрудник центра «Дошкольное детство»
им. А.В. Запорожца, канд. психол. наук