Речь ребёнка В ТРИ ГОДА
— Сколько тебе лет?
— Скоро восемь, а пока три.
Овладение речью имеет огромное значение для разных сторон психического развития малыша — восприятия, мышления, памяти. Речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью.
На третьем году жизни у ребенка интенсивно развивается мышление: он начинает сравнивать одни предметы с другими, устанавливать между ними простейшие связи, обобщать предметы по сходным признакам. Внимание его становится более устойчивым: он может, не отвлекаясь, спокойно слушать, что ему рассказывает или читает взрослый. С развитием речи совершенствуется восприятие и память. Он начинает воспринимать и правильно осмысливать содержание небольших рассказов, коротких сказок, может вслед за взрослым повторить довольно сложные слова и фразы. Возрастающий интерес ребенка к предметам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Это и является главным стимулом к развитию речи. Быстро пополняется пассивный и активный словарь ребенка: к трем годам достигает примерно 1000-1200 слов. Кроме существительных и глаголов ребенок все чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. Наряду с расширением словаря и уточнением произношения в этом возрасте происходит дальнейшее усвоение грамматического строя родного языка. Ребенок свободно связывает несколько слов в целые предложения (Мама, ты куда пося (пошла)?), согласуя их в роде, числе и падеже, хотя в грамматическом отношении его речь еще не всегда правильна.
На третьем году жизни ребенок осваивает ряд новых звуков, начинает произносить мягкие свистящие: [с'], [з'] , смягченное [ц] (цяпля вместо цапля), звук [л']. Однако произношение многих звуков еще далеко от совершенства, что на данном возрастном этапе является характерным для детской речи, так как подвижность мышц языка и губ еще недостаточно развита. Многие трудные звуки ребенок заменяет более легкими для произношения. Так, шипящие звуки ([ш], [ж], [ч'], [щ']) малыш нередко заменяет мягкими свистящими: сяпка (шапка), зюк (жук), цяйник (чайник), сенок (щенок). Иногда вместо звука [ч'] ребенок может произносить [т']: тясы (часы). Некоторые дети в этом возрасте заменяют шипящие звуки твердыми свистящими: сапка вместо шапка; твердые свистящие — мягкими свистящими: сянки (санки), зяйка (зайка). Согласные [р], [р'], [л] отсутствуют или заменяются звуками [л'], [и]: ыба (рыба), гия (гиря), ябоко (яблоко), двель (дверь), голюби (голуби), мей (мел).
Своевременное развитие речи у всех здоровых, умственно полноценных детей происходит лишь в том случае, если окружающие ребенка близкие люди общаются с ним с первых месяцев его жизни. Вызвать тревогу у родителей должен ребенок, который на третьем году жизни говорит мало или почти не говорит. В таком случае необходимо выяснить причины отставания развития речи.
По мнению ученого Н. М. Щелованова «Запаздывание речи ребенка обусловлено следующими причинами:
· во-первых, заболеванием ушей и носоглотки, а также длительными тяжелыми заболеваниями, которые приводят к физическому истощению;
· во-вторых, задержку в развитии речи вызывают и различные поражения центральной нервной системы, которые сопровождаются общей умственной отсталостью,
· в-третьих, недостатками воспитания, когда ребенок не получает от взрослых достаточно внимания, когда с ним не занимаются.
В первых двух случаях необходимо как можно скорее обратиться к врачу, чтобы своевременно начать лечение. В случае педагогической запущенности ребенка следует заняться исправлением имеющихся в воспитании ребенка шибок. Нельзя забывать, что чем дольше длится отставание в развитии речи, тем труднее наверстать упущенное и тем пагубнее последствия, иногда отставание речи, начавшееся в раннем детстве и вовремя не исправленное, может привести к значительной задержке умственного развития ребенка», Поэтому постоянное внимание к речи ребенка — важная задача его воспитания: надо помогать ребенку расширять словарный запас, исправлять неточности в грамматическом строе его речи, учить правильно строить предложения и, конечно же, отвечать на его многочисленные вопросы.
У ребенка третьего года жизни проверьте
• Какими частями речи он пользуется (употребляет ли в своей речи прилагательные, числительные, местоимения, наречия), как часто применяет обобщающие слова (например, кровать, стол, стул называет одним словом мебель)?
• Какие виды предложений использует ребенок: простые, распространенные, сложноподчиненные; из какого количества слов составляет их?
• Как часто задает вопросы, как передает содержание небольших рассказов, сказок (по вопросам), использует ли при этом интонационные средства выразительности?
• Какие звуки произносит правильно, какие неправильно, какие совсем не произносит?