Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 82
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Календарь
«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
http://chemodanova
Block content
Сайты для логопеда
  • Обучение письму

    Подготовка детей к обучению письму

     Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, поведение и социализацию т.е адаптацию к внешнему миру, осуществляемый в общении и деятельности ребенка. Нарушение речи зачастую является причиной школьной дезадаптации, что ведет к  снижению  успеваемости в целом.

    Успешная коррекционная работа может быть осуществлена только при тесном сотрудничестве родителей и педагогов. 

    Работа с ребенком по развития артикуляционной и тонкой моторики должна быть динамичной, эмоциональной, приятной, неутомительной и разнообразной. А это подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов в коррекционной работе с детьми

    В любой специальной литературе по развитию речи ребенка есть множество игр и игровых упражнений для развития артикуляционной и мелкой моторики. Я предлагаю вашему вниманию нетрадиционные  упражнения, разработанные Коноваленко Виленой Васильевной и  Гавриловой Анной Сергеевной.

    1. УПРАЖНЕНИЕ, НА РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

    В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям предлагаемые нетрадиционные упражнения носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

    Упражнения с шариком.

    (диаметр шарика 2-3 см., длина веревки 50-60см., верёвка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел, рис.1)                    

                                 Двигать языком шарик по горизонтали вправо-влево.

    1. По вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

    2. Толкать шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

    3. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.

    4. < >

      Чайную ложку зажать в кулак приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую часть ложки влево-вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.

    5. То же что и п.1, только толкать ложку вниз-вверх.

    6. Тоже, но толкать ложку в выпуклую часть

    7. Язык – «Лопаточка». Похлопывать выпуклой частью по языку. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.

    Примечание:

    1. Использовать шарики пластмассовые из детских погремушек российского производства при наличии сертификата качества.

    2. Шарики, веревочки, ложки строго индивидуальны.

    3. После использования необходимо тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой, хранить в индивидуальных пакетах.

    4. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАЛЬЦЕВ РУК

    Развивая мелкую моторику или моторику пальцев рук, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Н.С.Лейтеса, П.Н.Анохина, И.М.Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Рассмотрим строение головного мозга человека. На слайде , я отметила красной линией двигательный отдел ГМ, желтой – отдел отвечающий за мелкую моторику рук, зеленой – речевой отдел. Как видите, они находятся рядом и Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

    Иммануил Кант, сказал что «Рука – это вышедший наружу мозг человека». Рассмотрим строение головного мозга человека , обратите внимание на то, что  речевая и двигательная (а именно пальцев рук) зоны расположение рядом. И чем чаще ребенок что-то делаем пальцами рук, (игры с мозаикой, пальчиковые, лепка, рисование и т.д.), тем лучше развита речь. Особенно если он делает это двумя руками одновременно, т.к. в это время происходит объединение работы левого и правого полушарий мозга в единую целостную систему развития ребенка в целом.

    Но все же, при таких видах деятельности, как вязание, вышивание, вырезание, рисование, лепка и т.д. используются три пальца: большой, указательный и средний, а безымянный палец и мизинец в повседневной деятельности обычно пассивны. Активизация этих пальцев важна для детей 2-3 лет.

    Назовите игры с пальчиками, использующие все пальцы? («Сорока-ворона», «Пальчик, пальчик, где ты был?» и др.). Так для получения эффекта упражнения на развитие мелкой моторики должны включать:

    Сжатие, растяжение и расслабление кисти;

    Изолированное движение каждого из пальцев.

    Приведу пример одного из комплексов упражнений:

    Комплекс упражнений для дошкольников

    1. Игра «Колечки»

    Сшить кусок текстильное резинки длиной 4-5 см и полученное колечко поочередно надевать на кольцо из большого и указательного пальцев (затем большого и среднего, безымянного, мизинца). Раздвигать пальцы, растягивая  резиновое колечко, и так  на обеих руках, или двумя руками одновременно.

    2. Игра «Сухой бассейн».

    1 вариант: поместить несколько мелких игрушек, предварительно показанных ребенку. Затем завязать глаза и предложить ребенку на ощупь найти эти игрушки и, определить, что это.

    2 вариант: мешать каждым пальцем отдельно по часовой стрелке и против, стараясь держать кисть руки неподвижной.

    3 вариант: то же, но двумя руками.

    1. Зеркальное рисование

      На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши или фломастеры, мы предлагаем ребенку рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки, буквы, цифры. Рекомендуется при выполнении этого задания использовать музыку.

    2. "Кулак – ребро – ладонь"

      Ведущий показывает ребенку три положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Сначала упражнение выполняется вместе с ведущим:

      а) ладонью правой руки;
      б) ладонью левой руки;
      в) обеими ладонями одновременно.

      При этом меняем темп выполнения, то, убыстряя, то, замедляя его. Затем ребенок выполняет упражнение сам. Если у ребенка все получается, то при этом можно одновременно произносить веселые стихи.

      Три мудреца в одном тазу
      Пустились по морю в грозу.
      Будь попрочнее старый таз,
      Длиннее был бы мой рассказ.

    Веревочные фантазии

    Игры с веревкой положительно влияют на развитие мелкой моторики пальцев и всей руки в целом, а так же на развитие тактильных ощущений. Эти игры укрепляют пальчики малыша, возрастает точность и ловкость движений пальцев рук, что в свою очередь положительно влияет на сенсорно-двигательную координацию, аккуратность и настойчивость, т.е качества, необходимые для развития письменной речи.

    Веревочные фантазии – плетение на пальцах различных петель и узлов. Это игры для детей старше 4 лет, они прекрасно подойдут как для двоих, так и для одного участника. Для проведения этих игр понадобится мягкий шнур длиной около 140см, концы которого надо соединить рифовым узлом (рис.2).

    3. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

    Чтобы научиться говорить чисто и правильно произносить слова, ребенок должен хорошо слышать звучащую речь. Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т.е. умения отличать одни речевые фонемы от других. Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может являться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз. А в школьном возрасте развитие фонематического слуха – обязательное условие грамотного письма.

    1. Работа с детьми младшего дошкольного возраста.(3-4 года)

      Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро. На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а так же слышать и различать звуки в словах.

       Предлагаю вам игры для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи.

    Игра «Угадай что звучит».

    Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.

    Взрослый показывает детям барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыш запомнит названия предметов, взрослый предлагает послушать, как они звучат. Потом устанавливается ширма и за ней воспроизводит звучание. «Что звучит?» - спрашиваем у ребенка. Ребенок отвечает.

    Игра «Узнай, кто позвал»

    Эту игру хорошо проводить, когда вся семья дома. Ребенок стоит спиной к вам, кто-то из родных или гостей называет его имя. Малыш узнает человека по голосу и подходит к нему.

    1. В среднем дошкольном возрасте у детей значительно улучшается произношение. Но по прежнему у них необходимо развивать слуховое внимание, учить произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова похожие по звучанию и правильно ставить ударения.

    Игра «Подскажи словечко»

    Прицепившись к задней шине, мишка едет на …(машине)

    Я рубашку сшила мишке, я сошью ему …(штанишки)

    Уронили мишку на пол, оторвали мишке …(лапу)

    И др из разных стихотворений, которые знает ваш ребенок.

    Игра «Подбери похожие слова»

    Взрослый произносит слова, близкие по звучанию: кошка – ложка, ушки – мушки. Затем он произносит слово и предлагает ребенку подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию (мишка, конфетка, пирожок и т.д.)

    1. К моменту перехода в в старшую группу дети могут произносить практически все звуки. Но по-прежнему нужно уделять серьезное внимание развитию фонематического слуха, учить различать звуки на слух и правильно произносить.

    Игра « Поймай звук»

    Взрослый предлагает «поймать» (хлопнуть в ладоши), если ребенок услышит заданный звук. Рекомендуется выделять заданный звук из ряда других звуков, слогов, слов.

    Игра «Цепочка из слов»

    Взрослый называет слово (например, лес). Ребенок называет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Например: лес – сок – кот- тапки….

    Игра «Внимательные глазки»

    Взрослый предлагает ребенку в окружающей обстановке (сюжетной картинке) найти предметы, в названии которых есть заданный звук (например: найти в квартире предметы в которых есть звук К – кресло, кровать, коляска, кастрюля ….

    4.На седьмом году жизни звукопроизношение детей мало чем отличается от произношения взрослых, хотя у некоторых отмечаются недостатки. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительных логопедических упражнениях.

    Цель данных ниже игр и упражнений – развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук.

    Игра «Какой звук есть во всех словах?»

    Взрослый произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один общий звук (например: шуба, кошка, мышка) Какой звук есть во всех этих словах? (звук Ш). И так с другими звуками (Жук, жаба, лыжи; Чайник, ключ, очки

    Игра «Подбери словечки».

    - Вспомни название птицы, в котором   есть звук Р Воробей, грач…)

    - Составь такое предложение , в котором все слова начинались бы со звука М (Мама моет Мшу.) и др.

    Незаменимыми помощниками в развитии фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза для родителей  станут компьютерная программа «Игры для Тигры» (автор: Лизунова Л.Р., 2004) и компьютерная программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно» (ООО «Новый диск» 2008).

    Надеемся, что предложенные игры и упражнения не только помогут подготовить ребенка к усвоению элементов грамоты, но и сделают ваши домашние вечера с детьми увлекательными и интересными.