Тема: «Животные холодных стран»
Рассмотрите вместе с ребенком картинки с изображением животных, живущих на Севере: белого медведя, песца, моржа, северного оленя, белого кита, нерпы, тюленя; спросите (при затруднении расскажите) об их внешних признаках, характерных повадках; спросите у ребенка, какие дикие животные живут там, где холодно, чем они питаются, каких из этих животных можно увидеть в зоопарке; вместе с ребенком посмотрите телепередачи о животных.
1.Грамматика.
1.1. Д/и «Подбери признак» (согласование существительных с прилагательными): морж (какой?) ... , лев (какой?) -.., нерпа (какая?) -…, олень (какой?) - … .
1.2. Д/и «Сосчитай животных» (согласование числительных с существительными): один морж, два моржа, три моржа, четыре моржа, пять моржей.
2. Связная речь.
2.1. Совместно с ребенком составить описательный рассказ о любом из животных холодных стран, придерживаясь следующего плана:
1.Название. 6. Как добывает корм?
2.Где живет? 7. Враги.
3.Внешний вид (размер, окраска, шерсть и т.д.). 8. Как защищается?
4.Повадки. 9. Детеныши.
5.Чем питается?
2.2. Составить сравнительный рассказ о белом и буром медведях (составление сложносочиненных предложении с союзом а).
Бурый медведь живет в нашем лесу, а белый ... .
У бурого медведя шерсть коричневая, а у белого ... .
Бурый медведь ест малину, мед, рыбу, а белый ... .
Бурый медведь спит в берлоге, а белый ... .
3 Словарный запас.
3.1. Д/и «Объяснялочки». Что это значит? «Не делай из мухи слона» - не превращай маленькое событие в большое. Объясните на каком-то примере из жизни ребенка.
4.Обучение грамоте. Буква Юю.
4.1. Придумай слова со звуком [ю] в начале, середине и конце слова (по теме).
4.2. Д/и «Сосчитай» сколько слогов и звуков в словах: нерпа, лев, медведь.
5. Продолжи(прочитай, напечатай, проведи звукобуквенный анализ слов, составь схему предложения)
6. Готовим руку к письму Задание выполнять на тетрадном листе, после выполнения прикрепить к основному листу с д/з.
Графический диктант. «Олень». (обозначения: ↑- вверх, → - вправо, ↓ - вниз, ← - влево, ). На листе отступите слева на право 8 клеток, сверху вниз 8 клеток и поставьте точку, от которой ребенок начнет работу: 2→, 1↑, 1 ←, 1↑, 2←,1 ↑, 2←,1↑, 3→,1 ↓ , 2→, 1↓ ,1→, 1↑,2→, 1↑,3→, 1↓ ,2←,1↓ , 2←,1↓ ,1←,1↓ ,1→, 1↓ ,5→, 1↑,1←, 5↓ , 1→, 2↑, 4←, 2↓ , 1←,2↑, 1←,1↑, 3←,2↑.
7. Артикуляционная гимнастика. и преодоление нарушений слоговой структуры слова
7.1. Для постановки звука [р], выполняем упражнение «Болтушка» = «Пулемет» + вибрация языка пальцем влево – вправо (первый вариант). Длительное произношение звука [з] + вибрация языка пальцем влево – вправо (второй вариант).
7.2. Д/и «Телеграф». (ритмический рисунок слов, деление на слоги). Разложите несколько игрушек перед собой. Необходимо «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру, т.е. количество слогов. (Ма-ши-на отстучать три раза; кук-ла отстучать два раза. Меняться ролями).
8 Психологическая разминка
8.1. Д/и «Медведи» (по ролям).
Встретились белый и бурый медведи, поздоровались. И белый спрашивает у бурого:
— Где ты живешь? — В лесу.
— А я на севере на льдине. У тебя шерсть какого цвета? — Коричневого.
— А у меня шерсть белая. Что ты ешь? — Листья, ягоды, рыбу, мясо.
— Я тоже ем рыбу, а еще тюленей. Что ты делаешь зимой? — Сплю в берлоге.
— А у меня берлоги нет, я сплю на льдине, в снегу.
8.2. Д/и «Дыхание»
цель: обучение приемам ритмичного дыхания для снятия напряжения; достижение состояния спокойствия и быстрого психотехнического отдыха.
Описание задания: 1.Дышать обычным способом. 2. Выдох сделать вдвое длиннее, чем вдох. 3. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание на 20—30с. 4. Вдох через рот - выдох через нос. 5. Вдох через нос – выдох через рот. Упражнение выполнять 5 мин.
9.Что почитать.
В.Бианки «Купание медвежат», «Еж», И.Соколов-Микитов «Медвежья семья", энциклопедия.