Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 83
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
http://chemodanova
Block content
Сайты для логопеда
  • Консультации

         Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей.
    "Рука – это вышедший наружу мозг человека” И. Кант
     
     
         Для полноценного речевого развития ребенка необходима соответствующая развивающая речевая среда. Поэтому в детском саду этому должно уделяется особое внимание. В этом направлении воспитатели проводят организованную образовательную деятельность. При развитии речи ребенка педагоги работают над расширением словарного запаса детей, развивают его звуковую культуру, грамматический строй и так далее.
         В ходе организации режима пребывания ребенка в детском саду воспитатель должен использовать разнообразные методы и формы организации детей в совместную деятельность. Прежде всего, это создания условий и способов организации режимных моментов, сюжетно-ролевой игры, продуктивной и театрализованной деятельности, которые являются прекрасным средством освоения дошкольниками образовательной области «Коммуникация».
         Свободное речевое общение ребенка в детском саду происходит:
    а) в быту (утренний, вечерний туалет, прием пищи и т. д.),
    б) во время прогулок; в) в процессе игр,
    г) при ознакомлении с окружающим (общественной жизнью и природой во все времена года);
    д) в процессе труда (хозяйственно-бытового, ручного, труда в природе);
    е) во время праздников и развлечений;
    ж) во время неречевых специальных занятий: по музыкальному развитию, по формированию элементарных математических представлений, рисованию, лепке, конструированию, физкультуре.
          Утренний прием в детском саду во многом зависит от того, как встретили ребенка взрослые, рады ли ему, и как вечером проводили домой. Первая минутка – похвалы, добрые слова под музыку. Музыка спокойная, добрая, снимающая напряжение – минута вдохновения. В ясельной группе минута вхождения больше театрализованная, могут встречать: лиса, петушок, заяц, мишка, с которыми ребёнку захочется поговорить.
         В период адаптации ребенок скучает по дому, не способен к общению с другими детьми, находиться в угнетенном состоянии. Песенки, потешки, яркие игрушки помогают найти контакт, погасить отрицательные эмоции. Ритмичный текст стишков, потешек, прибауток побуждает детей к движениям, и желанию повторять их.
         У старших детей можно спросить: «Что удивительного видел по дороге в детсад, кого встретил»? Доброжелательная интонация, хорошее настроение воспитателя, няни передается детям: «Здравствуйте, мы рады видеть вас. До свидания, завтра ждем вас снова. Будем рады видеть вас». Если ребенка встретили ласковыми словами, доброжелательно, то у ребенка будет добрый настрой на дальнейшее пребывание в детском саду, а значит будет желание говорить.
         Неслучайно утреннему сбору детей в детском саду воспитатели уделяют особое внимание. Чем позитивнее утро, тем продуктивнее пройдет день. Творческий подход к встречи дошкольников позволяет не только настроить их на положительное общение, но и создает условия для речевого развития, а также формирования хорошего настроения.
         Одним из дидактических принципов в педагогике является принцип системности и последовательности. Это касается не только образовательной сферы, но и воспитательной, А. Я. Коменский отмечал: «все должно вести в неразрывной последовательности так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего». Поэтому необходимо утренний прием детей проводить ежедневно систематично и последовательно, не откладывая на завтра то, что нужно сделать сегодня. Ежедневно повторяясь, он приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой), тем самым предохраняет нервную систему детей от переутомления. В результате ритмического повторения всех составляющих элементов утреннего приёма, своего рода ритуала, у детей образуются прочные динамические стереотипы жизнедеятельности, облегчающие переход одного её вида к другому.
         Замечено, что застенчивые дети, а особенно дети с нарушением речи трудно реализуют себя. Ни для кого не секрет, что дети с трудом встают утром, не хотят идти в детский сад. Родителям приходится долго уговаривать ребенка.
    Поэтому основными задачами утреннего приема являются:
    * Установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками;
    * Развитие самостоятельности, самоорганизации.
         В ходе свободного общения дети могут выказываться, выслушивать друг друга, получая удовольствие в общении; сопереживать друг другу; выбирать собеседника по своему желанию.
         Утренний сбор для дошкольника – это, прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, что немало важно для застенчивых детей и для детей с нарушением речи, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.     
         Воспитателям утренний сбор дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, руководить межличностным общением детей, разрешать конфликты, организовывать созидательную совместную деятельность, а также в области «Коммуникация» освоение детьми новых правил этикета, новых форм речевого развития. Для этого можно выделить насколько основных этапов.
         С целью установления эмоционального контакта утренний сбор начинать с приветствия, в котором педагог и дети выражают чувство радости от встречи или сожаление по поводу отсутствия заболевшего товарища, а также высказывают комплементы, касающиеся внешнего вида, душевных и деловых качеств.
         Сигналом (систематическим) утреннего сбора может служить колокольчик (бубен, определенная музыка). Дети усаживаются в круг, взрослый занимает наиболее выгодную позицию для работы и контроля ситуации, поскольку каждый ребенок находится в поле зрения. Воспитатель поворачивается к ребенку слева и приветствует его. Дети продолжают приветствие друг другу по кругу, пока приветствие не вернется к воспитателю.
         Для воспитания речевого общения, возможно, использовать следующие образовательные ситуации:
         «Добрые приветствия» (цель: познакомить детей с разнообразными формами приветствия;
    «Как я рада тебя видеть», «Как я по тебе соскучилась», «Бесконечно счастлива, видеть тебя», «Как хорошо, что мы встретились вновь»…)
         «Что не так?» (цель: упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования: каждое приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не скажешь «добрый вечер», нельзя сказать «привет» тому, кто старше тебя по возрасту или мало знаком).
         «Улыбка» (цель: упражнять детей в использовании форм невербального общения: посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его).
         «Рукопожатие» (цель: упражнять детей в использовании форм жестового приветствия: приветствуя человека на расстоянии не кричать, а сделать приветственный жест рукой или поклон головой; мужчины при встречи обмениваются рукопожатием, женщины – объятием. при встрече с женщиной, в знак особого расположения, мужчина целует руку женщине).
         Как известно наша речь напрямую связана с развитием артикуляционной и мелкой моторики, поэтому следующим обязательным этапом должны быть артикуляционные и пальчиковые игры.
         Обмен информацией – третий этап утреннего сбора, основной темой которого являются «Добрые дела». Здесь дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни. Затем можно организовать обсуждение. Для поддержания хорошего настроения у детей, создания положительного отношения ко всему происходящему в группе можно провести игры:
    " Поговорим по телефону"
    " Кто больше знает вежливых, добрых, ласковых слов"
    «Трудно ли быть вежливым» (освоение правил этикета и использование в жизни)
    «Как хорошо быть гостем» (освоение гостевого этикета). " Волшебное слово"
    " Кто лучше знает правила поведения на улице и в общественных местах».
         Следующий этап утреннего сбора - групповая деятельность. На этом этапе проводятся игры: «Скажи по-другому», например воспитатель говорит: ваза из хрусталя, шляпка из соломки. Ребенок отвечает: ваза хрустальная, шляпка соломенная и т.д. При этом каждый ребенок принимает участие, потому что передается из рук в руки мягкая игрушка по кругу. Или другая игра – «Приехала тетя и привезла в подарок…».
         Пятый этап утреннего сбора - ежедневные новости - настраивает детей на активное общение между собой, как вербально, так и не вербально.
    В ходе этого этапа воспитатель сообщает воспитанникам информацию:
    * О календарных событиях; * О плане деятельности на текущий день;
    * Об особом событии - дне рождении одного из воспитанников.
          Таким образом, утренний сбор – один из способов организации свободного общения и развития речи дошкольников. В ходе утреннего сбора дети учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется словарный запас. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, толирантность, эмпатия, формируются нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения, появляется уверенность в том, что их любят и принимают такими, какие они есть. Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ как у детей, так и у педагогов формируется положительное настроение на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом.
    Игры на общение:
    «Пресс-конференция» (цели: развивать навыки эффективного общения; воспитывать желание общаться, вступать в контакт с другими детьми; учить детей задавать различные вопросы на заданную тему, поддерживать беседу). Содержание игры: участвуют все дети группы. Выбирается любая, но хорошо известная тема, например: «Мой режим дня», «Мой домашний любимец», «Мои игрушки», «Мои друзья» и т. д. Один из участников пресс-конференции – «гость» - садится в центре зала и отвечает на любые вопросы участников. Примерные вопросы к теме «Мои друзья»: Много ли у тебя друзей? С кем тебе интереснее дружить с мальчиками или с девочками? За что любят тебя друзья, как тебе кажется? Каким нужно быть, чтобы друзей стало больше? Как нельзя поступать с друзьями? И т. д.
    «Секрет» (цели: формировать желание общаться со сверстниками; преодолевать застенчивость; находить различные способы для достижения своей цели). Содержание игры: всем участникам ведущий раздаёт небольшие предметы: пуговичку, брошку, маленькую игрушку и другое. Это секрет. Участники объединяются в пары. Они должны уговорить друг друга показать свой «секрет». Дети должны придумать как можно больше способов уговаривания (угадывать; говорить комплименты; обещать угощение; не верить, что в кулачке что-то есть, и так далее).
     
    Лошкарева Р.Г учитель-логопед,
    переработано и добавлено по материалам «Утренний прием детей» Величкина О. С.