На этой странице размещен консультативный материал
о детских речевых проблемах и методах их коррекции
Возрастные периоды развития детей
В зависимости от возрастных особенностей физического и психического развития ребенка специалисты выделили периоды развития ребенка. Конечно же, между отдельными периодами нельзя провести какой-то определенной четкой границы, но выделять их просто необходимо, так как каждому из них соответствует свой уровень развития организма, наличие ведущей деятельности.
Учение выделяют следующие периоды развития:
1) период новорожденности — от момента рождения до 4 недель;
2) грудной (младший ясельный) период — от 4 недель до 1 года;
3) старший ясельный период — от 1 до 3 лет;
4) дошкольный период — от 3 до 7 лет;
5) младший школьный возраст — от 7 до 10—11 лет;
6) средний школьный возраст (подростковый период, период полового созревания) — от 11 до 15 лет;
7) старший школьный возраст (юношеский период) — от 15 до 18 лет.
Каждому периоду соответствуют свои особенности и степень приспособленности организма к условиям окружающей среды, от которых зависят уход, питание, обучение и воспитание ребенка.
Этапы формирования правильного звукопроизношения у детей
Процесс становления речи довольно сложный и длительный, в ходе него ребенок учится не только понимать обращенную к нему речь, но и самостоятельно воспроизводить необходимые звуки, объединять их в слоги и слова, добиваясь при этом того, чтобы его речь понимали окружающие.
В осуществление процесса становления речи включены центральная нервная система, а также слуховые и речевые органы. Помимо этого на процесс становления речи оказывают влияние различные наследственные факторы, условия жизни, воспитание и обучение ребенка. Однако далеко не всегда правильно произношение самостоятельно формируется у ребенка, а в таком случае ему просто необходима помощь логопеда.
Чаще всего у детей встречаются следующие нарушения произношения:
1) пропуски, т. е. ребенок просто не произносит трудный звук;
2) искажения — ребенок произносит звук, но несколько искажает его;
3) замены и смешения — ребенок не различает похожие звуки и меняет их местами.
Как правило, подобные нарушения наблюдаются не со всеми звуками, а только с теми, произнесение которых требует достаточного развития мышц языка его подъема и скоординированности движений всех речевых органов. Это шипящие звуки [ш], [ж], [ч], [щ]; свистящие звуки [с], [з] и их мягкие варианты, [ц]; сонорные звуки [л], [р] И их мягкие варианты. Значительно реже встречаются нарушения произношения звуков [к], [г], [х], [т], [д] и их мягкие варианты. Искажаясь, звуки могут произноситься сходно в близких фонетических группах: глухих и мягких (например, [с-з], [ш-ж]), твердых и мягких (например, [с-сь], [з-зь]), но могут наблюдаться и изолированных нарушения, особенно твердых или мягких звуков.