Цели: Коррекционно-образовательные
• формировать представления о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов.
• расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «День космонавтики. Космос» (космос, ракета, космонавт, космическая станция, планета, звезда, орбита, орбитальная станция).
• совершенствовать навык деления слов на слоги.
Коррекционно-развивающие
• развивать навык речевого общения, фонематического слуха, диалогической речи, зрительного внимания и восприятия, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
• воспитывать у детей уважение к сверстникам и умение выслушать друг друга;
•формировать навык сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.
Оборудование
• мультимедийное оборудование
• магнитофон с записью «космической» музыки
• фотоиллюстрация «Строительство космической станции», картина к игре «Подбери звезду».
Материалы
• предметные картинки по теме
1. Артикуляционная гимнастика.
2. На столе перед каждым ребенком лежит предметная картинка (развитие навыка слогового анализа слов).
Логопед: Дети встаньте возле стульчиков и возьмите картинки. Кто назовет свою картинку и разделит это слово на слоги, садится.
На доске помещена фотография «Строительство космической станции» (активизация словаря и развитие диалогической речи).
Логопед: Посмотрите на картину, которая называется «Строительство космической станции» (рассказы детей по фотографии).
Наводящие вопросы логопеда: Что и кого вы видите на ней? (мы видим космическую станцию и космонавтов) Что можете сказать о Земле? Какая она? (голубая, далекая, красивая) А какая Луна? (маленькая, холодная, круглая). Какие звезды вы видите? (большие блестящие, яркие). Как вы думаете, какая работа у космонавтов? (опасная, трудная, интересная, важная).
Рассказ логопеда: Да, это действительно космическая станция. Ее называют орбитальной, потому что она находится на земной орбите и с огромной скоростью движется вокруг Земли. Космонавты вышли из орбитальной станции в открытый космос и монтируют новое оборудование. Оно необходимо им для исследования космоса. Что еще вы видите в космосе? (мы видим Землю, Луну и много звезд). Да, космонавты выполняют важную работу. Благодаря этой работе на Земле развивается наука и космическая техника. 3. Игра: «Зажгу звезду?» (развитие фонематического восприятия).
Логопед: А теперь давайте поиграем в игру. Послушайте стихотворение и определите, какой звук слышится в начале некоторых слов. В небо ракета стрелою взлетела, В ней космонавт сидит сильный и смелый. (это звук С).
Логопед: Давайте произнесем этот звук вместе. Обратите внимание: когда произносим звук, у нас во рту есть преграда. Как вы думаете звук, [С] – гласный или согласный. (Этот звук согласный). А теперь определим звук этот глухой или звонкий. (Звук С – глухой). Логопед: Возьмите в руки по одной звезде, ведь сейчас мы с вами изучаем тему «Космос», а в космосе много звезд. Вы будете поднимать звезды, как только услышите звук [С]. Б, в, д, р, с, п, м, с, ….
Спутник, ракета, звезда, космонавт, полет, небо, вселенная, Луна, планета, созвездие, Солнце, орбита.
Логопед: Молодцы! Вы справились с заданием и не ошибались.
4. Динамическая пауза: подвижная игра «Ракета»
А сейчас мы с вами, дети, (маршируют по кругу).
Улетаем на ракете. На носки поднимись, (поднимаются на носки, тянут руки вверх, сомкнув их).
А потом руки вниз. (опускают руки вниз).
Раз, два, потянись. (вновь тянутся вверх).
Вот летит ракета ввысь! (бегут по кругу на носочках). В.Волина.
5. Игра «Подбери звезду» (развитие зрительного внимания и восприятия).
Логопед: Дети, возьмите со стола по одной звезде и рассмотрите картину. Вы должны найти на ней место для своей звезды. Считайте лучи, смотрите, чтобы звезда точно соответствовала контуру пустоты на игровом поле.
Рефлексия.