КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Словарная работа с детьми
логопедической группы
ЦЕЛИ
• Уточнить с воспитателями методику формирования словаря у дошкольников с ОНР.
• Помочь в распределении задач по данному разделу между воспитателями и логопедом.
Введение в тему «Обогащение
и активизация словаря дошкольника с ОНР»
Лексика, как важнейшая часть языковой системы, имеет большое значение для полноценного общения и развития личности ребенка.
В основе правильного формирования речи лежит ее главная единица — слово [1]. В лингвистике оно рассматривается как минимальная лексическая единица, в которой выделяются звуковая оболочка и значение. В речи слова взаимодействуют, и главное условие — понимание смысла и значения речи.
Овладение словарным запасом родного языка — необходимое условие освоения грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой культуры речи.
Понимание дошкольником значения слова имеет определенные особенности, обусловленные практическим опытом ребенка (этап ознакомления с окружающим предметным миром) и связанные с тем, насколько активно он включен в процесс общения [2].
Этапы развития словаря у детей с речевой патологией Схема 1
Обогащение пассивного словаря
Перевод слов из пассивного в активный словарь
Закрепление активного словаря в общении
Особое место в речи детей занимают имена прилагательные, появляющиеся в онтогенезе позже имен существительных и глаголов [1].
Словесные обозначения (наименования) предметов и явлений дети усваивают при знакомстве с окружающей их действительностью, тем самым увеличивая объем своего словаря [2].
Старшие дошкольники адекватно пользуются словами-признаками, умеют сравнивать, обобщать и противопоставлять характерные признаки предметов, прочно усваивают значение цвета, формы, величины, владеют элементарными эмоционально-оценочными категориями, которые имеют определенные лексические выражения [1].
Развитие словаря, его уточнение выполняют развивающую функцию для формирования познавательной деятельности, и наоборот: развитие познавательной деятельности приводит к обогащению и уточнению словаря, овладению значениями и умениями, развитию коммуникативной способности [1].
Роль воспитателя в
формировании словаря дошкольников.
Занятия по развитию речи
Основную работу по накоплению и уточнению словаря детей и активизации навыков грамматически правильного построения устной речи проводит воспитатель. Он либо закрепляет с детьми речевой материал, отрабатываемый логопедом, либо подготавливает его усвоение [3]. Для создания сенсорной базы воспитатель использует общеобразовательные занятия и ситуации в повседневной жизни [4]. Именно он (и только он) располагает этой возможностью.
Решая воспитательные и образовательные задачи, воспитатель вместе с тем создает речевую базу для логопедических занятий, тренируя навыки правильной речи детей. Для примера рассмотрим взаимосвязь работы логопеда и воспитателя при освоении темы «Домашние животные» (старшая и подготовительная к школе группы).
Содержание работы
Знакомство с названиями домашних животных, их детенышей.
Внешний вид домашнего животного.
Особенности поведения.
Кто как подает голос.
Чем питается.
Способ передвижения.
Польза, приносимая человеку.
Труд колхозников-животноводов .
Чтение соответствующих художественных произведений (К. Ушинский, Л. Толстой, К. Чуковский, С. Маршак, народные сказки). Подобрать содержание работы по лексическим темам и систематизировать его. Являясь своеобразным алгоритмом, помогут схемы Т.А. Ткаченко [7] для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. На занятиях по изобразительной деятельности дети рисуют домашних животных, лепят, выполняют аппликации, конструируют. Проводятся сюжетно-ролевые игры, драматизации («Спор животных»), предлагаются загадки о домашних животных [4].
Работа воспитателя по развитию
речи детей в повседневной жизни
Для успешного усвоения детьми речи требуется постоянная и целенаправленная работа воспитателей, которая ведется не только на занятиях, но и в повседневной жизни [5].
Она проводится по трем направлениям:
1) развитие лексики (на занятиях воспитателя по ознакомлению с окружающим миром, художественной литературой);
2) развитие грамматического строя (коррекционный час по заданию логопеда);
3) развитие фонетической системы языка (с помощью тетради по заданию логопеда и индивидуальных тетрадей детей).
Организуя работу над речью в повседневной жизни, надо исходить из того, что дети с ОНР нуждаются в постоянном повторении материала.
В течение всего срока пребывания детей в коррекционной группе (детском саду) необходимо регулярно повторять весь пройденный материал (словарь, тексты, речевые игры).
Воспитатель работает над формированием речи детей во время выполнения всех режимных моментов (утренней зарядки, умывания, одевания, приема пищи, прогулки, труда, в том числе дежурства), а также во время игровой деятельности и целевых прогулок. В начале от детей требуется лишь правильное выполнение словесных инструкций. Если ребенок ошибается, то его нужно поправить и попросить повторить. По мере овладения речью дети должны комментировать свою деятельность, употребляя прилагательные, предлоги, числительные («Я взял кубики из коробки. Я повесил щетку на крючок»).
Если ребенок обращается с молчаливой просьбой, воспитатель помогает ему выразить ее, подсказывает отдельные слова и обороты, предлагает облегченный вариант предложения, исправляет речь ребенка, если он исказил слоговую структуру слова.
Перечисленные требования к речи детей (комментировать действия, обращаясь с просьбами, проговаривать их) предъявляются постоянно, на всех занятиях, прогулках, режимных моментах.
Работа воспитателя над речью начинается ежедневно с утра. Во время одевания повторяются названия частей тела, предметов одежды, действий (надеть, одеть, одеться, завязать, развязать), при заправке постелей — названия постельных принадлежностей. Например, воспитатель предлагает: «Одевайся и говори, что ты делаешь» («Я надеваю рубашку, надеваю колготки, надеваю сандалии»); спрашивает: «Что ты сделал?» («Я поправил простыню, застегнул наволочку, сложил одеяло, накрыл кровать покрывалом»).
На утренней гимнастике закрепляются названия частей суток, текущего месяца и времени года.
Такие режимные моменты, как завтрак, обед, ужин, становятся поводом для речевой работы: усваиваются понятия «завтрак», «обед», «ужин», «позавтракать», «пообедать»...
При подаче на стол повторить названия различной посуды; материал, из которого она сделана. При разговоре о еде спрашивать: «Что ты будешь есть? («Котлету».) Из чего она сделана? («Из мяса, рыбы».)
Чтобы все дети могли осмыслить содержание вопросов, их нужно произносить громко, но адресовать кому-нибудь одному. Во время одевания на прогулку и возвращения с прогулки воспитатель закрепляет названия верхней одежды (в зависимости от сезона) и упражняет детей в образовании относительных прилагательных: меховой, шерстяной, резиновые, осенняя, зимняя... Дети отвечают на вопросы: «Какая шапка? Какое пальто? Почему так называется?» («Шапка сделана из меха. Она меховая. Пальто зимнее, потому что его носят зимой».)
Во время игровой деятельности воспитатель, раздавая игрушки, старается вовлечь детей в диалог: «Что тебе дать?» Получив ответ: «Дайте мне, пожалуйста, машину», спрашивает: «Какую?» — «Железную (грузовую, пластмассовую, зеленую...») — «Что ты будешь делать?» — «Играть». — «Как?» — «Я буду возить куклу на машине».
Подобные вопросы заставляют детей правильно употреблять названия предметов, действий, признаков. Собирая игрушки, складывая их на место, воспитатель задает вопросы: «Что ты делал? Что ты сделал? Что ты будешь делать?»
После ужина в свободное время (с подгруппой или индивидуально) нужно проводить словесные дидактические игры на закрепление пройденных тем (см. перечень игр в приложении).
Во время дежурства детей воспитатель вступает с ними в разговор: «Что ты наденешь? («Фартук».) Какой? Что сейчас у нас будет? Какую посуду будешь ставить? Накрывай на стол и говори, что ты делаешь?»
Для развития речи надо использовать и те возможности, которые предоставляются во время коллективного труда детей. Например, во время уборки групповой комнаты воспитатель просит вымыть большой стул, маленький; протереть мебель влажной тряпкой, вытереть сухой; отобрать отдельно резиновые, деревянные, металлические, пластмассовые игрушки. Отрабатываются глаголы с приставками (собери, разложи, отбери, протри, вымой), употребление предлогов, пространственных понятий («Положи коробку на стол. Поставь машину на нижнюю полку»). Речевая работа проводится и на прогулках. Целевые прогулки знакомят с общественными учреждениями и предприятиями, находящимися недалеко от детского сада. В старшей логопедической группе — это библиотека, аптека, химчистка, ателье, детские сады, школы, кинотеатр, почта, булочная, парикмахерская. В подготовительной к школе группе — это баня, телеграф, мебельный цех, мастерская по ремонту электроприборов, различные магазины («Хозтовары», «Спорттовары» и др.), заводы, фабрики, телецентр. Детей старшей группы знакомят с близлежащими площадями, улицами; детей подготовительной группы — с более удаленными и центром города.
На целевых прогулках рассматриваются дома, дается их описание, при этом закрепляются понятия о частях дома (крыша, стены, окна, балконы, лоджии).
В повседневной жизни для развития речи и речевой активности, коррекции некоторых недостатков огромное значение имеют поручения. Например: «Отбери сломанные карандаши. Скажи, что ты сделал? Отбери книги на ремонт. Сходи на кухню, узнай, что сегодня на обед».
Практические результаты подобной работы реально ощущаются. Постоянное внимание к формированию речи детей в повседневной жизни делает их высказывания более правильными, грамотными, развернутыми. У детей повышается речевая активность. Они быстрее овладевают речью как полноценным средством общения и познания окружающей действительности [5].
Таким образом, более конкретное распределение материала логопедической программы между воспитателем и логопедом дает положительные результаты [4].
Приложение
Перечень речевых игр и упражнений для формирования
и активизации словарного запаса
у детей дошкольного возраста с ОНР
1. «Эхо» — взрослый произносит слово или фразу, а ребенок, находясь в противоположном конце комнаты, выполняя роль эха, должен тихо повторить сказанное. Затем можно поменяться ролями [6].
2. «Секрет» — взрослый шепотом произносит слово или фразу, ребенок по секрету передает сказанное товарищу [6]. 3
. «Назови кто (что) это?» — взрослый называет какой-нибудь предмет, а ребенок подбирает обобщающее слово. Напри- мер, взрослый: «Кресло». Ребенок: «Мебель». «Воробей» (птица). «Жук» (насекомое).
4. «Угадай, что это?» — взрослый называет основные качества какого-нибудь предмета, ребенок определяет, какой это предмет. Например: круглый, сочный, красный, растет на грядке. (Помидор.) Затем можно поменяться [6].
5. «Кто я такой?» — ребенок говорит от первого лица: «Я живу рядом с человеком. У меня есть свой дом-будка. Я охраняю дом и сад. Я люблю грызть кости. Громко лаю. У меня бывают щенки. Кто я? (Собака.) Почему так думаете?» [5].
6. «Чудесный мешочек» — дети вместе с воспитателем рассматривают небольшие игрушки, изображающие различные предметы, затем складывают их в мешочек. Дети по очереди на ощупь отгадывают предмет и называют его.
7. «Живые картинки» (для закрепления названий частей суток, дней недели, времен года).
Например, один ребенок изображает утро, другой — день, третий — вечер, четвертый — ночь. Дети разбегаются и встают по порядку. Воспитатель задает вопросы: «Ты кто? Почему ты встал первым?» и т.п. [5].
8. «Когда это бывает?» — взрослый называет один или несколько признаков какого-нибудь времени года, части суток, а ребенок должен определить, о чем идет речь [6].
9. «Кто как кричит?» — взрослый показывает изображение животного, а дети говорят, как оно кричит (лает, кукарекает, мычит, кудахчет...).
10. «Что пропало? Кто исчез?» — взрослый на столе раскладывает три-четыре предмета (игрушки). Ребенок называет и запоминает их и закрывает глаза. Взрослый убирает один из предметов, а ребенок называет, что пропало или кто исчез [6].
11. «Угадай, что я делаю?» — дети отворачиваются и закрывают глаза. Взрослый шуршит газетой, наливает в чашку воду, заводит часы, стучит по столу... Дети называют действие взрослого [6].
12. «Что делает?» — взрослый показывает предмет, а дети подбирают к нему слова-действия (огурец — растет, зеленеет, поспевает, хрустит...)
13. «Скажи, какой?» — взрослый показывает предмет, а дети подбирают к нему слова-признаки (кот — пушистый, большой, смелый, сердитый, ловкий...)
Список использованной
и рекомендуемой литературы
1. Портнягина ГЛ. О развитии лексикона детей дошкольного возраста // Логопед в детском саду. 2008. № 3.-
2. Развитие речи детей 5— б лет: Программа, метод, рек., конспекты занятий, игры и упражнения. /Авт.-сост. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. М., 2008.
3. Крылова Н.Л. Преемственность в работе логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматических средств речи у дошкольников с ОНР. Сообщение 1 // Дефектология. 1989. № 4.
4. Крылова Н.Л. Преемственность в работе логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматических средств речи у дошкольников с ОНР. Сообщение 2//Дефектология. 1991. № 1.
5. Крылова Н.Л., Корц МЛ., Кузевич Л.М. Работа воспитателя по развитию речи в повседневной жизни // Дефектология. 1978. № 5.
6. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. М., 2006.
7. Ткаченко ТА. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. М., 2002.
Волкова Т.И., учитель-логопед