Если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов — это вызывает тревогу у родителей, и они обращаются к врачу. Однако воспитатели из опыта работы с детьми знают, что речевое развитие ребенка может идти скачкообразно сначала накапливается пассивный словарь, хотя в активной речи еще большое место занимает лепет, произнесение отдельных звукосочетаний. Затем происходит резкий скачок (обычно после полутора лет), и очень быстро растет запас активно употребляемых слов. Особенно интенсивно становление речевой активности происходит в раннем возрасте, то есть после года. Именно в этот период ребенка нужно приучать самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательную потребность. Основное внимание уделяется воспитанию у малышей умения слушать и понимать речь окружающих, подражать речи взрослых. Если ваш ребенок почти не играет в игрушки, редко проявляет интерес к детским песенкам и почти не рассматривает книжки с яркими картинками, то приемы, стимулирующие развитие его речи, окажут вам полноценную помощь. Чтобы развить ручную умелость, а, следовательно, и речевую активность ребенка, можно: - запускать пальцами мелкие волчки; - разминать пальцами пластилин, глину, мять руками поролоновые шарики, губку; - рвать на мелкие куски бумагу; - сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок — бутончик цветка; - делать сжатый кулачок мягким (его можно легко разжать) и крепким; - «ходить» по столу указательным и средним пальцами правой и левой руки (по очереди) сначала медленно, потом быстро; - показать отдельно только один большой палец; - махать в воздухе только пальцами; - кистями рук делать «фонарики»; - хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе; - собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе — разбежались); - нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку; - наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на палец (колечко или спираль); - закручивать шурупы, гайки; - играть с конструктором, мозаикой, кубиками; - складывать матрешек, играть с вкладышами; - рисовать рукой и пальцами в воздухе; - играть с песком, водой; рисовать мелом, мелками, гуашью, углем.
Т. Б. Савастина
Т. Б. Савастина