№ 26 Лексическая тема: «Весна»
Родителям рекомендуется: Побеседуйте с ребенком о времени года, которое наступило. Произнесите вместе с ребенком слово весна, научите отвечать на вопрос: какое сейчас время года? (Сейчас весна.). Обратите внимание ребенка на то, что весной тает снег, появляются проталинки, начинается ледоход, прилетают птицы, пригревает солнышко, бегут ручейки. Отработайте с ребенком произношение этих словосочетаний. Во время прогулки обратите внимание ребенка на все эти изменения в природе, на то, что день стал длиннее: «Зимой, когда мы уходили из садика, было темно, а сейчас светло…». Послушайте , как стали щебетать по-весеннему весело, задорно синички и воробьи.
1.Грамматика.
1.1 Д/и «Сосчитай» (согласование существительных с числительными). Счет до 5ти.
Первая синичка, ….. пятая синичка.
Одна синичка, …… пять синичек.
Первая сосулька,….. пятая сосулька.
Одна сосулька, ….. пять сосулек.
Далее слова по теме
2. Связная речь.
2.1. . Рассмотрите вместе с ребенком картинку по теме «Ранняя весна». Помогите ему составить рассказ по картинке из нескольких предложений. Наступила весна. Ярко светит солнышко. Тает снег. Бегут ручейки. Дети пускают кораблики.
Если малыш затрудняется, сначала помогите ему ответить на вопросы:
• Какое время года на картинке? (На картинке весна.)
• Что делает солнышко? (Солнышко ярко светит.)
• Что делает снег? (Снег тает.)
• Что делают ручейки? (Ручейки бегут.)
• Что делают дети? (Дети пускают кораблики.)
3. Словарный запас.
3.1. Прочитайте ребенку четверостишие о весне. Предложите поиграть в игру «Подскажи словечко».
За окном веселых птичек стая,
Расшумелись так, что не до сна.
На поляне снег уже растаял —
Значит, к нам опять пришла... (весна). (В.Нищев)
3.2 Д/и «Подбери действия» (развития глагольного словаря)
Весна что сделала? – пришла, наступила…
Солнце что делает? – греет, светит, припекает,….
Снег что делает? – летает, тает, чернеет, …..
Птицы что делают? – летают. улетают, зимуют…. Далее слова по теме.
4. Развитие фонематического слуха
4.1. Дифференциация (различение) свистящих звуков. Проговаривание пар слогов, ребенок должен хлопнуть в ладоши (или топнуть ногой), если услышит звук З (или С):
С З СА СИ ЗА ЗИ ИЗ ЗЕ СЫ ЗЫ АС СЕ ОС УЗ СО ЗО СЁ ЗЁ СУ ЗУ СЮ ЗЮ
5. Развитие слоговой структуры слова
5.1. Уровень гласных звуков. Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, за взрослым весь ряд для развития речевой памяти. Слуховой диктант: тихо – громко – шепотом,
с выделением ударного звука
МА, МУ, МИ, МО;
МАУИ, МИАУ; МАУИ, МИАУ; МАУИ, МИАУ;
МАУИА, МИУАО. МАУИА, МИУАО; МАУИА, ИУАО; МАУИА, МИУАО
6. Артикуляционная гимнастика
6.1. Игра «Спуск с горы» (развитие навыка изменения силы голоса).
Установка: Представь что, ты спускаешься с горы вниз и проговаривать МА, МИ, МО; МУ, МЫ, МИА, МОА, МАУ, МЫО….. (по аналогии с другими гласными: Н, П, Б. Т, Д, К, Г, Ф,В) постепенно понижая силу голоса. Начинать считать надо громко, а закончить шепотом, и наоборот.
Следите, что бы ребенок понижал силу голоса постепенно, поиграйте 3-4 раза. Можно меняться с ребенком местами, вначале вы следите за правильным изменением голоса ребёнком, за тем он следит за вашим произношением.
7. Пальчиковая гимнастика
7.1. Предложите сделать пальчиковую гимнастику. Предварительно выучите с ним текст, объясните, как нужно выполнять движения. Делайте упражнение вместе с ребенком, но старайтесь предоставить ему больше самостоятельности. Это упражнение способствует развитию мелкой моторики, а значит, и развитию речи.
Как, кап, кап — звенит капель. Ритмично ударять подушечками
Приближается апрель. пальцев обеих рук по столу, как бы играя на рояле.
8. Психологическая разминка
8.1. Заучить текст стиха «Весна» (развитие координации движения и речи)
На поляне поутру
Мы затеяли игру (ходьба по кругу)
Мы от солнышка лучи,
Веселы и горячи (тянуться на носочках руки вверх)
А теперь мы ручейки
Побежим вперегонки (бег по кругу)
Прямо к озеру спешим
Станет озеро большим (раздвинуть руки)
9.Что почитать. : «Песенка весенних минут» А.К Толстой «Вот уж снег последний», стихи, загадки, поговорки, пословицы, приметы по теме.