ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИАЗАНЯТИЙ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
(из опыта работы)
Как известно, общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, при нормальном слухе и интеллекте.
Нарушения речи, ограниченность речевого общения отрицательно влияют на формирование личности ребенка, вызывают психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствуют развитию таких качеств характера как застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизме, чувства неполноценности. Все это отрицательно сказывается на овладении речи и на успеваемости в целом. Так же неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток и на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной сферы: отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными процессами и операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, и без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
На основании выше изложенного напрашивается вывод, что нарушение речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организованной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач. По мнению И.Т Власенко и других исследователей, успешная коррекционная работа осуществляется в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности дошкольников.
Поэтому одним из направлений в моей коррекционной деятельности является создание условий и использование медиазанятий для активизации познавательной деятельности детей с нарушением речи.
В своей работе я опираюсь на естественную потребность ребенка в освоении окружающего мира, в общении, и выражении собственных мыслей, чувств, побуждений в словесной форме. В процессе чего я решаю следующие задачи:
-
Развитие познавательного интереса к окружающему миру и учебной деятельности и, прежде всего развитие интеллектуальной сферы ребенка (т.е. способствовать умению обобщать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать и выделять главную мысль);
-
Развитие процессов памяти, распределения и переключения внимания;
-
Развитие словесно-логического мышления;
-
Расширение кругозора детей, воспитание любознательности;
-
Формирование языковой способности, механизма структурирования высказывания в единстве его мотивационной, исполнительской, ориентировочной и контролирующей составляющих;
- < >
При использовании компьютерных технологий открываются такие возможности, как использование фотографий, иллюстраций которые реалистичны, красочны, объекты представлены в их естественной среде, что повышает заинтересованность детей, а размеры изображений соответствуют гигиеническим требованиям. Так же представляется возможность полностью выстроить ход занятия на слайде, что позволяет сэкономить время, облегчает использование материала для развития словесно-логического мышления.
Один из самых простых элементов программы Microsoft PowerPoint, это использование только фотоматериалов свои или из Интернет ресурсов. Так например, элемент занятия «Зубастый гребешок» (о многозначных словах) занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе. На занятии используется принцип обобщения.
Я загадываю детям загадки:
Частый, зубастый,
Вцепился в чуб вихрастый». (гребень)
«Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей».
Я загадала вам две загадки, а отгадка одна – гребешок. Это слово многозначное и имеет несколько значений, и начинаем рассуждать с детьми. Например: Скажите мне, какой еще гребешок вы знаете. Я вам немного подскажу. Какая домашняя птица носит его на голове? (петух). И верхушка горы тоже имеет гребень. И волна, и даже крыша дома. А еще есть морской гребешок.
При рассматривании картин и составлению рассказа по сюжетным картинам, компьютерные технологии позволяют сконцентрировать внимание детей на конкретном объекте или части картины. Я считаю, что на начальном этапе работы по обучению рассматриванию картин и составлению рассказа детям с нарушением речи легче воспринимать картину по частям, а когда дается картина в целом, он не может сконцентрировать свое внимание, начинает теряться, что приводит к потери времени на занятии.
Например, вот картина В.М. Васнецова «Богатыри». Для рассмотрения каждого героя в отдельности использую несколько вариантов. 1вариант: указываю стрелкой на того героя, о котором говорю в данный момент. 2 вариант: делю картину на части. Например: Илья Муромец самый сильный и могучий, много раз он со своими сотоварищами обращал в бегство врагов русского народа. Совсем по-другому выглядит Добрыня Никитич он происхождения знатного и восседает в седле с изяществом. А вот Алеша Попович – сын священника и побеждает-то врага не силой, а смекалкою и хитростью.
При подготовке занятий важно помнить, что все виды мышления тесно связаны между собой. Поэтому на занятиях я уделяю особое внимание развитию таких мыслительных операций, как сравнение, обобщение, классификация. Стараюсь развить у детей способность рассуждать. Именно с учетом этого я подбираю занятия, которые способствуют развитию понимания главной задачи, объединять предметы на основе общего признака. Или распределять предметы по существенным отличительным признакам. На занятии «Знакомство с животными холодных и жарких стран» (ознакомление с окружающим миром и развитие речи детей подготовительного возраста).
Предлагаю детям найти различия между бурым и белым медведями. Рассмотрим, какие же между этими животными различия? (Бурый медведь — всеядный зверь, а белый — хищник). У них разное строение лап, у бурого — длинные когти, а у белого —короткие. Различается у них и строение головы: у бурого — большая вытянутая, на короткой шее с круглыми торчащими ушами, а у белого — голова с маленькими ушками, круглая на длинной шее).
Более трудоемкий в подготовке, но интересный для детей вид деятельности это отгадывание кроссвордов, можно использовать разные виды. Первый обычный кроссворд, с вопросами, второй вид – построение лесенки для того чтобы достать ключ, который появляется в результате разгадывания, что повышает интерес детей и развивает их внимательность.
Ребусы еще один вид деятельности, повышающий у детей познавательный интерес, который удваивается в сочетании с медиаресурсами.
Например: Ребус №1 трансформация слова.
Ребус №2 замена буквы.
Ребус №3 использование предлогов.
На занятиях по развитию фонематического слуха как один из вариантов, я использую предметные картинки, для того, что бы дети могли определить какое слово я задумала.
Предлагаю детям рассмотреть картинки и определить, с какого звука начинаются названия предметов. Дыня – первый звук [д]. Облако- первый звук [о], морковь – первый звук [м]. И так мы определили три звука: [д] [о] [м], получается слово? Дом.
Для профилактики дислексии, использую такой вид работы, как звукобуквенный анализ слов. Чтение букв с последующим появлением слова на экране, а для повышения интереса с появлением картинки.
Как элемент занятия использую игру «4-й лишний» с применением визуальных и ауди- приемов для привлечения внимания детей и проявления интереса к занятию. 1 вариант, можно использовать простой способ (визуальный) – использование картинок с элементом выбывания лишнего предмета (картинги). 2 вариант (с использование и визуальных и ауди- приемов): при неправильном ответе ребенка и нажатии кнопки появляется сердитый смайлик с сопровождением звона колокольчика, что показывает ребенку, что он выбрал неверный ответ, а при правильном ответе – появляется веселый смайлик с сопровождением звука аплодисментов.
Можно составлять мультфильмы по небольшим рассказам, как например я использовала на занятиях Предлог «НА», и «Предлог под» разработанные О.Яцель в серии занятий «Учимся правильно употреблять предлоги».
В течении 2 лет я проводила медиазанятия, на которых я видела как у детей появлялся интерес к занятиям. И по результатам обследования в конце года средний показатель познавательного развития детей данной группы составил: 90%, что на 11% выше, чем в начале года (в том числе: высокий уровень – 6 детей – 32%, средний уровень – 11 детей – 58%, низкий уровень – 2 детей – 10%).
Таким образом, в результате многоаспектного воздействия на речевые и внеречевые процессы через слуховой, и зрительный канал, и мотивацию через повышенный интерес ребенка к новым технологиям мультимедиа создает условия для активизации познавательной деятельности детей с нарушением речи, получения и усвоения информации, а в дальнейшем желание учиться и узнавать новое. |