Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [3]
Эссе [2]
Эссе
Программы [0]
Программы
Методические пособия [4]
Методические пособия
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 83
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
http://chemodanova
Block content
Сайты для логопеда
  • Каталог статей

    Главная » Статьи » Методические пособия

    Клуб "Семь+Я"

      Акустическое восприятие играет огромную роль в формировании речи. И именно оно страдает у большинства детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Когда ребенок начинает понимать речь тогда и начинается развитие  фонематического восприятия.

    Фонематическое восприятие – это процесс слухового различения фонем.

      Термин «фонематическое восприятие» употребляется и в более широком смысле, так как выделение фонем невозможно без фонематических представлений, анализа и синтеза. Понял слово – значит, услышал, узнал фонемы (восприятие и представления), уловил их последовательность (анализ) и соединил (синтез). [8]

    Можно выделить следующие виды работы по развитию фонематического слуха:

    1.Работа над фонематическим восприятием

    2.Уточнение фонематических представлений

    3.Развитие фонематического анализы и синтеза

    «Результатом процесса вычленения фонем оказывается, с одной стороны постепенное формирование устной речи, с другой – накопление фонематических образов, которые и составляют содержание языкового сознания» Р.Е. Левина. [5]

    I. Работа над фонематическим восприятием

    Для того, чтобы узнать, слышит ли ребенок фонему можно предложить поиграть с ним в  игру «Топни-хлопни» -  ребенок подаст сигнал (топнет, хлопнет, поднимет руку или карточку с символом звука), когда услышит определенный звук в потоке звуков, слогов или  слов.

    Установка (для ребенка): Хлопни в ладоши, если услышишь звук [М]

     Пример:  а, с, к, м, о, т, ч, м, и т.д.

                     Ма, на, ра, та, ма, ам, ва, жа и т.д.

                     Сок, мак, ком, ров, жук, муха и т.д.

    II. Уточнение фонематических представлений

    Для уточнения фонематических представлений можно предложить ребенку  игровые упражнения  «Назови слова на заданный звук» или «Отбери картинки». Необходимо обратить внимание на то, что ребенок вспомнил  одно-два слова (отобрал одну-две картинки) или назвал ряд слов из разных частей речи, а  картинки разложил на несколько групп (смешиваемые звуки).

    Игровое упражнение: «Отбери картинки на звуки ц-ч-ть» (слайд 2 и 3)

    Пример: набор картинок - цапля, утенок, картина, чайник, утюг, кольцо, цветок, мяч, цыпленок, удочка, котенок,  и  т.д.

    Игра «Назови слова»

    Установка: Назови слова на звук [р] (разные части речи: существительные – предметы;  глаголы – слова-действия; прилагательные – слова-признаки; числительные – счет и т.д.).

    Игра «Выбери картинку».

    Установка: выбери картинки в названии которых есть  звук [р]  (слайд 4)

    Игра «Молчанка». (слайд 5 и 6)

    Установка:  выбери картинки и рассортируй - со звуком [ш] в названии в одну сторону, а со звуком [ж] в другую.

    III. Развитие фонематического анализа и синтеза

           а. Фонематический синтез:

    Игра: «Собери слово из звуков» 

    Установка:  собери звуки и отгадай, какое слово(какой слог) рассыпалось:

    [а] [м]

    [к] [о] [т]

    Усложнение: увеличение интервала между звуками, удлинение слова.

          б. Элементарный фонематический анализ:

    к 3-4 годам ребенок может определять наличие или отсутствие звука в слове, а  к 6 годам – может определить и назвать первый и последний звук в слове.

    Игра «Словесное домино» (по типу игры «в города»)— название следующего слова (картинки) начинается с последнего звука в названии предыдущей.

              в. Фонематический анализ:

    - это определение последовательности, количества и места звуков в слове.

    Упражнение: Составление схемы слова

    Используя фишки (красная фишка – гласные звук, синяя – согласный твердый, зеленая – согласный мягкий) составить схемы слова. Начинать с двухсложных слов, используя только слова в которых согласные  твердые, постепенно удлиняя слова и используя мягкие согласные.

    Пример:  да, ус, кот, папа, дома, сани, стул, волк, крыса, корова, королева.

    Игровое упражнение «Как правильно» использование слов – паронимов (отличающихся одним звуком) (слайд 7)

    Установка:  Подумай и скажи  «галка» и  «галька»  одно и то же или разные слова? 

    Усложнение:  Придумай предложения со словом «галка» и со словом «галька».  Сравни по звуковому составу эти слова (составление схемы слова – работа с фишками).  Разница в том, что в слове «галка» - звук [Л] – твердый, а в слове «галька – он мягкий. Слова мышка – шишка; чашки – шашки

         Игра «Сосчитай и назови (игра в кубик)»

    Установка: Брось кубик, и сосчитай сколько точек выпало? (принимается полный ответ- Выпало три точки). Вспомни слово, где три  звуков или три слога или три слова со звуком [П]

    Ребусы (слайд 8 и 9)

    - Выделение первого звука в словах-названиях картинок, затем «отгадывание» слова. Например:                 ДЫНЯ  ОБЛАКО МОРКОВЬ – КОТ

    - то же с цифрами:            ПЛИТА(2) РЕПА (2) СОБАКА (1) – ЛЕС

    Упражнение: «Прочитай слово» (слайд 10)

    Установка: Определи первый звук каждой картинки и прочитай слова.

    Игра «Лото»

    Установка: Покажи картинку, в названии которой есть  звук [л] на втором месте? На третьем? На пятом?

    Игровое упражнение «Замени» - преобразование слов. (слайд 7 по гиперссылке)

    Установка: Замени один из звуков в слове заданным.

    Пример:  - меняем первый звук на [р]

    кот – рот

    сом – ром

    забота – работа

    - меняем третий звук на [ч]

    ветер – вечер

    Петька – печка

    корка – кочка

    Игровое упражнение: «Подбери слово (картинку) к схеме»  и наоборот.

    Установка: Соедини картинку с нужной схемой или назови слово к схеме.

    Игра с мячом «Назови гласные звуки».

    Установка:  Назови только гласные звуки в словах: мак, сова, корова, … (слова произносить орфографически правильно, т.е. как пишутся (ко-ро-ва))

    Игровое упражнение: «Покажи»

    Установка: Подними столько пальчиков, сколько звуков в слове, или

    подними столько пальчиков, на котором по счету месте заданный звук.

    Важно помнить, что  профилактика  нарушения письма и чтения идет  от звука к букве. Но развитие фонематической системы не  заканчивается когда начинается работа по обучению грамоте,  так как звукобуквенный анализ и синтез является  закономерным продолжение  этой работы.

    Литература и ссылки:

    1.Алексеева М.М. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников», Москва, «Академия», 1997г.

    2. Волкова Л.С. «Нарушения детской речи и их устранение в учебно-воспитательном процессе», 1969г.

    3. «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения», СПб «Детство-Пресс», 2000г.

    4. Каше Г.А «Предупреждение нарушений чтений и письма детей с недостатками произношения», 1965г.

    5. Левина Р.Е. «Недостатки чтения и письма у детей», 1941г

    6. Орфинская В.К. «Методика работы по подготовке к обучению грамоте детей анартриков и моторных алаликов», 1963г.

    7.Трауготт Н.Н. «К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами», 1940г.

    8.  http://logoportal.ru/10185/.html  - ЛогопедическийПортал

    Категория: Методические пособия | Добавил: ЛошкареваРоза (06.01.2016)
    Просмотров: 1311 | Рейтинг: 1.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: