Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
Эссе [2]
Эссе
Программы [0]
Программы
Методические пособия [4]
Методические пособия
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 82
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
http://chemodanova
Block content
Сайты для логопеда
  • Каталог статей

    Главная » Статьи » Методические пособия

    Методическая разработка «Педагогическое мастерство в коррекционно-развивающей работе»
    Пояснительная записка
     Значительные трудности в овладении навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи дошкольников с общим недоразвитием речи обусловлены недостаточной сформированностью основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического), ее произносительной и семантической сторон. Успех коррекционно-образовательного процесса зависит от того, как будет построено взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного учреждения, и в первую очередь с воспитателями логопедических групп. Одной из таких форм работы, является совместное тематическое планирование. Применение тематического планирования позволяет сократить продолжительность занятий, освобождая время для игры и свободного творчества детей. Принцип тематического планирования наиболее целесообразен для полноценного развития детей дошкольного возраста. Суть такого планирования заключается в следующем: · Выбирается тема недели. В первый день недели проводится вводное занятие, на котором ставится цель и сообщается тема, затем решаются дальнейшие пути достижения поставленной цели. На всех остальных занятиях (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, развитие элементарных математических представлений, лепка, аппликация, конструирование, знакомство с социальной действительностью) продолжается работа по достижению целей на заданную тему · В конце недели обязательно дается домашнее задание, в котором родителям рекомендуется повторить тему, для закрепления знаний, полученных на занятиях за неделю. В содержание домашнего задания включаются: дидактические игры для совершенствования грамматического строя и связной речи, игры для развития внимания, памяти, мелкой моторики, художественная литература для домашнего чтения, заучивание стихотворений. Тесное взаимодействие с родителями необходимо всегда. Только сотрудничая с ними мы получаем заметный эффект в развитии детей. Формы сотрудничества разные, одним из которых является подготовка сообщений на определенную тему, которую родители готовят совместно с ребенком. Ребенок заучивает текст и рассказывает на занятии. Тема сообщения дается, в домашнем задании, за неделю до предстоящей темы. Сообщение должно быть небольшое, интересное, научно достоверное. В данной методической разработке представлены коррекционно-развивающие занятия по лексической теме недели «День космонавтики. Космос». В комплекс мероприятий включены два занятия по развитию речи «День Космонавтики» и «Строительство космической станции»,  два занятия по ознакомлению с окружающим миром «Планета Земля и её спутник Луна»,  «У Солнца есть своя семья», одно занятие по рисованию с элементами развития речи «Космонавт летит в ракете», одно домашнее задание. Материалы, скомплектованы по принципу тематического планирования. За время работы я пришла к выводу, что именно по этой теме недостаточно материала для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
    Лексическая тема недели: «День космонавтики. Космос» Развитие речи
    Тема: «ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ»
    Цели:
    Коррекционно-образовательные 
     формировать представления о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов.
    • развивать грамматический строй речи.
    • расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «День космонавтики. Космос» (космос, космический корабль, космонавт, астронавт, солнечная система, станция, иллюминатор, полет, планета, звезда, шлем, скафандр, земляне, невесомость). Коррекционно-развивающие
    • развивать навык речевого общения, диалогической речи, координации речи с движением.
    • развитие общей моторики.
    Коррекционно-воспитательные:
    • воспитывать у детей уважение к сверстникам и умение выслушать друг друга;
    •формировать навык сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности. Взаимодействие с семьей
    Домашнее задание:
    подготовка сообщений о летчиках-космонавтах: Ю.А.Гагарине, В.В.Терешковой, А.А.Леонове.
    Оборудование
    • мультимедийное оборудование
    • магнитофон с записью «космической» музыки
    • портрет Ю.А. Гагарина, В.В. Терешковой, А.А. Леонова.
    • демонстрационный материал — иллюстрации
    • «иллюминаторы» на каждого ребенка, вырезанные из картона круги с внутренним диаметром 15 см.
    Материалы
    • раздаточный материал — предметные картинки.
     
    1. Артикуляционная гимнастика.
    2.На фланелеграфе расположены фотографии летчиков-космонавтов Ю.А.Гагарина, В.В. Терешковой, А.А. Леонова.
    Логопед: Посмотрите на фотографии и назовите, кого вы знаете (Ю.А.Гагарин, В.В. Терешкова, А.А. Леонов). Кто они? (это космонавты). А чем занимаются космонавты? (они исследуют космос).
    Рассказ логопеда: Подняв голову к небу, мы часто задаем себе вопрос: «Где начало и где конец космоса?» Мир звезд разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды — это огромные раскаленные газовые шары, похожие на солнце. Ведь Солнце тоже является звездой. Вокруг нашего Солнца вращаются девять планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Это Солнечная система. Логопед: На какой планете мы живем? (на планете Земля). Как называются люди на этой планете? (люди называются земляне).
    Логопед: Сейчас мы с вами отправимся в космос. Кем мы будем в полете? (Космонавтами, астронавтами.) Где стартуют космические корабли? (С космодрома.) Что наденем, когда полетим в космос? (Шлем, скафандр и специальную обувь.) Логопед уточняет значение слова «скафандр» и закрепляет его.
    3. Игра «Полет в космос» (развитие общей моторики). Логопед: Внимание! Приготовиться к полету. Обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1 — пуск! Мы находимся в состоянии невесомости. Как вы понимаете это слово?
    Рассказ логопеда: Это такое состояние, когда космонавты и вещи ничего не весят и плавают в космическом корабле, словно рыбки в аквариуме. Нет ни верха, ни низа. Пролитая вода не растекается лужицей на полу, а собирается в шар, и шар висит в воздухе. (Дети изображают разные позы в состоянии невесомости.)
    Логопед: Посмотрите в иллюминатор и послушайте стихотворение:
    Пилот в космической ракете
    На Землю глянул с высоты.
    Еще никто, никто на свете
    Такой не видел красоты.
    Ах, какая красота!
    Не страшна нам высота.
    Пролетаем над лесами,
    Над высокими горами.
    Кто первым увидел Землю из космоса? (Ю.А.Гагарин). Что он там увидел? (Ах! Какая красота, леса, высокие горы). Какой был Юрий Гагарин? (Смелый, мужественный, выносливый, веселый, находчивый и т.д.)
    4. Динамическая пауза: подвижная игра «Ракета»
    А сейчас мы с вами, дети, (маршируют по кругу).
    Улетаем на ракете.
    На носки поднимись, (поднимаются на носки, тянут   руки вверх, сомкнув их).
    А потом руки вниз. (опускают руки вниз).
    Раз, два, потянись. (вновь тянутся вверх).
    Вот летит ракета ввысь! (бегут по кругу на носочках). В.Волина.
    5. Логопед: Давайте послушаем сообщения детей о космонавтах:
    1-й ребенок: «12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» Юрий Алексеевич Гагарин совершил полет в космос. С тех пор каждый год 12 апреля страна отмечает День космонавтики».
    2-й ребенок: «Первой женщиной – космонавтом была Валентина Владимировна Терешкова. Она 16-19 июня 1963 г. – совершила космический полет в качестве командира космического корабля "Восток-6". Полет проходил одновременно с полетом корабля "Восток-5"».
    3-й ребенок: «18 марта 1965 года был совершен первый выход человека в открытый космос. Первым летчиком-космонавтом, вышедшим в космос, был Алексей Архипович Леонов, он провел 10 минут за бортом корабля и показал, что в открытом космосе можно работать».
    6.  Дидактическая игра
    «Составь предложение» (совершенствование грамматического строя речи).
    Логопед: Я прочитаю вам слова, а вы должны будете составить из них предложения. Слушайте внимательно: Корабль, на, летит, космический, Луна.
    Яркие, небо, большие, на, звезды.
    Мы, Земля, живем, планета, на.
    Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет.
    В, астронавты, Луна, по, скафандрах, ходят.
    Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются.
    Логопед: Да, и нам пора возвращаться на Землю. К полету готовы? Вот и Земля.
    Рефлексия.

    Литература и источники

     

    1. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: ДЕСТВО-ПРЕСС, 2008. – 704с.

    2. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: ДЕСТВО-ПРЕСС, 2008. – 704с.

    3. Развитие речи: конспекты занятий для подготовительной группы/ автор-составитель Л.Е. Кыласова. – 2е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. 332с.

    4. Развитие речи. Старшая группа. Разработка занятий. 2 часть./ сост. Жукова Р.А. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007. – 112с.

    5. Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 64с. – (Логопед в ДОУ).

    6. Скоролупова О.А. Покорение космоса. – 2-е изд. – М.: ООО «Издательство Скрипторий2003», 2007. – 80с.: ил.

    7. Фото материалы взяты из Интернет-источников

    Категория: Методические пособия | Добавил: ЛошкареваРоза (16.12.2011)
    Просмотров: 1892 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 2.2/4
    Всего комментариев: 1
    1 Марина  
    Впечатляет! Но было бы очень интересно посмотреть интегрированное занятие (рисование плюс развитие речи)

    Имя *:
    Email *:
    Код *: