Проектная деятельность в детском саду
«Информационно-коммуникативные технологии в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи»
Автор: Лошкарева Роза Габдрауфовна
учитель-логопед МБДОУ ДС №11 «Ромашка»
"Расскажи - и я забуду,
покажи - и я запомню,
дай попробовать - и я пойму"
китайская пословица.
Как известно, общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, при нормальном слухе и интеллекте.
Нарушения речи, ограниченность речевого общения влияют на формирование личности ребенка, вызывают психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствуют развитию отрицательных качеств характера. Все это сказывается на овладении речи и на успеваемости в целом.
Одной из центральных проблем в образовании, и в частности логопедической работе является низкий уровень познавательной активности детей, и отсутствие в детском саду современных форм взаимодействия с семьёй по использованию компьютерных технологий в развитии познавательно-речевых способностей детей. Очень часто ни желания логопеда, ни владения методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития.
Анализ методической, научно-практической литературы, а также передового педагогического опыта по формированию речевых процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи позволил выделить ряд объективных противоречий.
С одной стороны эта возрастная предрасположенность детей старшего дошкольного возраста к формированию речевых процессов, а с другой стороны низкий уровень мотивационной готовности их к учебной деятельности.
Это социальная потребность в новых, современных и интенсивных способах овладения знаниями и в то же время недостаточная разработанность форм и методов, позволяющих более эффективно формировать у детей речевые процессы.
А так же, потребность родителей в педагогическом просвещении, но степень эффективности существующих форм взаимодействия недостаточна.
Данные противоречия обусловили актуальность проекта, которая заключается в необходимости создания в детском саду системы работы, обеспечивающей формирование у детей мотивационных предпосылок к обучению.
Цель:
Применение информационно-коммуникативных технологий для активизации познавательной деятельности детей с нарушением речи, а также пропаганда знаний о ходе коррекционно-развивающей работы в группе среди родителей.
Задачи:
Развитие познавательного интереса к окружающему миру, и развитие интеллектуальной сферы ребенка через использование информационно – коммуникативных технологий.
-
Формирование внутренней позиции детей, т.е. желание учиться.
-
Создание активно действующей, работоспособной системы поддержки семейного воспитания, через использование персонального сайта.
-
Повышение педагогической культуры родителей.
-
Участие родителей в коррекционно-образовательном процессе группы компенсирующей направленности и детского сада в целом.
Гипотеза:
Целенаправленное системное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием информационно-коммуникативных технологий позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия детского сада и семьи, если использовать:
Электронную почту для обмена мнениями без затраты времени;
-
Информация изучается родителями в удобное для них время;
-
Возрастают потоки информации;
-
Индивидуализировать подачу информации;
-
Заказной принцип консультирования родителей (раздел сайта «Обратная связь»).
Проект основан на концептуальных положениях:
Информационная культура и компьютерная грамотность педагогов;
Миссия:
Проект направлен на установление взаимодействия педагогов, родителей, детей, в решении проблемы, которая заключена в активизации познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Тип проекта:
педагогический, информационный, долгосрочный.
Объект:
ребенок старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
Участники:
Учитель-логопед;
-
Дети старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности.
-
Родители воспитанников.
-
Воспитатели группы компенсирующей направленности.
-
Педагог-психолог.
-
Заместитель заведующего по УВР МБДОУ №11 «Ромашка».
Управление проектом:
Руководитель проекта — учитель-логопед
-
Участники проекта – педагоги, родители, дети
-
Эксперт – заместитель заведующего по УВР.
Ресурсы проекта:
В МБДОУ создана материально-техническая база: имеются в наличии компьютер, проектор – 1шт., экран – 1 шт.
-
Информационная база: периодическая специальная литература (газеты, журналы), нормативно-правовая и методическая литература, имеется выход в Интернет.
|